Письма епископа Вениамина (Милова) (1897–1955), написанные им в 1936-1938 гг. (в те годы он был еще архимандритом), адресованы семье, которую он близко знал.
Источник: Епископ Вениамин (Милов). Сочинения. Том 1. Дневник инока. Письма. Воспоминания. ТСЛ, 2017 г. Электронный источник: Азбука веры
+
Теперь, дорогая… о детках Ваших.
На природной доброте их и порядочности далеко не уйдешь. Отрубите Вы ветку от дерева. Хлорофилл древесный пока хранится в ветке – она зелена, а потом начинает желтеть. Так и детки Ваши пока еще живут традициями семьи. А фундамент доброты им нужен чисто благодатный, приобретаемый отчасти знанием, отчасти практикой. N. и N.(сыновья корреспондентки в дальнейшем, для удобства читателя, именуются Старший и Младший), если молиться не будут, надежды на устойчивость их порядочности мало. Не будет у них силы отстоять семейные, благочестивые устои жизни; не может быть и ясного взгляда на конечные задачи жизни. А ведь бессмысленно жить для положения на земле и для сытости желудка – даже для умственного развития. Как это согласить с могилой, с жаждой бессмертия и с каким-то внутренним порывом к чему-то неземному, потустороннему. (…)
Старшему и Младшему лучше всего учиться вере не по книгам, а путем простой беседы – вопросо-ответной. Но и книги нужны для возгревания огня любви к Богу путем известного Вам умиления.
+
За Старшего родительски молитесь. Никогда не говорите с ним, не помолившись. Старайтесь же по временам приносить ему через разговор настроение Божие, которое на молитве образует у нас Бог. Лично между людьми наиболее действенен перенос именно настроения духовной чистоты, свежести и любви. Нервы же и настойчивость даже искренней родительской любви сами по себе, вне Бога, бесследно пропадают для затуманенной искушениями души. Какую искру добра возгревать словом там, где ее надо еще освободить от густого слоя пепла?
+
К Старшему не так легок доступ, как я прежде думал. Молитву о нем родительскую надо читать ежедневно, как бы она ни сложилась в сердце.
О Младшем хочется в словах несколько более распространиться. Он изнежен и весьма чувствителен. Его надо немедленно и осторожно закалять.
Надо умерить к Младшему ласку. Чрезмерная предупредительность к его желаниям сделала то, что в его сердце вместе с изнеженностью вошла излишняя чувствительность ко внешним впечатлениям.
Не спешите сразу уступать Младшему во всем том, что он слишком страстно желает. Пусть он приучается терпеть противоречия без буйной досады, пусть ожидает без стона нетерпения, воздерживается без слез. При терпении ран у него из сердца сам собою вытечет излишек чувствительности.
Аккуратности в приготовлении уроков и тщательности в исполнении письменных работ у Младшего надо категорически требовать вплоть до решительного слова в этом отношении самого дорогого…
Опасаться надо когда-либо хвалить Младшего за набожность или добрые черты характера. (…) За выражениями его во что бы то ни стало следует следить. Например, слова «шут», «иди к шуту» и т. п. необходимо ему совсем выбросить из лексикона.
Надо объяснить ему, что делать, как жить, наставить на путь, но не идти вместо него. Пусть один идет и крепнет душой.
Хорошо бы объяснить Младшему, что счастье жизни в том, чтобы исполнять желания других и отрекаться от своих, делать дома и в училище бескорыстно маленькие одолжения, наводить порядок хотя бы в своей комнате, помогать кое в чем маме. (…) Сколько было бы у Младшего счастья тайного, если бы он ежедневно сумел добро сделать для Старшего. Пока незакаленную сталь его души время от времени полагать в горнило испытаний.
Остаюсь с искренней преданностью и благожелательностью к вам недост. А. В.
О Старшем и Младшем очень не скорбите. Они весьма хорошие и будут еще лучше. Все доброе бывает не сразу.
+
По поводу детей – избегайте порывистых мероприятий. Сразу душу не переделаешь, потому что душа свободна, а свобода покоряется убеждению и особому распорядку жизни не сразу. Но спокойными, твердыми и постоянно применяемыми мерами исправления при помощи содействия благодати Божией Господь спасет Старшего и Младшего и вас да утешит в печалях сердца вашего.
+
Вас беспокоит очень и Старший… Конечно, беспокоиться и надо. Только предавайте конечную участь его на Божию волю. Желания о нем Ваши и его личные скоро не могут прийти к слиянию и, хотя бы Вам хотелось видеть его другим, он немалое время станет упорничать. Вот тут-то и остается Вам слезно молиться, не переставать подходить к нему с выражениями любви, предложениями лучшего и доброго. Если же он отойдет от Вас, не послушавшись, и тут не отчаивайтесь. Не вышло доброе желание Ваше теперь – осуществится потом. Доброе не сразу прививается, а при стонах нашего самолюбия медленно входит в душу. Конец намерений Ваших касательно обоих детей ваших, порученных вам Богом, оставляйте мысленно на волю Божию, говоря: «Господи! Сам попекись о детях моих. Тебе их вручаю, ибо от Тебя конечные судьбы человеческой жизни. У меня нет умения подойти к ним. Я не умею и собой управить. А Ты, всех любящий, управь нас всех ко спасению». Так как семья есть малая Церковь, то и на молитве не отделяйте себя от всего четырехчленного тела вашей Церкви. В протоке вашей молитвы и низойдут благодетельные силы Божии к каждому из тех, кто Вам дорог.
+
При постоянной тревоге души о родных берегите более всего способность всегда молиться. Достигать Вам здесь нужно такого состояния, когда сила Божия обвеет всю Вас Своей некоей теплотой и изменит Ваш взгляд на все вещи.
К Старшему по-прежнему принуждайте себя быть возможно предупредительнее и ласковее. Тут – Ваше счастье личное. Бог за такой труд порадует Вас.
Младшего надо самоотверженно шаг за шагом ставить на путь смирения, молитвы и серьезной работоспособности.
+
По поводу Младшего вот что приходит на мысль. У него повторение тех искушений, какие с нами, взрослыми, происходят. С ним имейте вот какую выдержку во имя горячего материнского своего отношения к нему. Возымейте безжалостность к его привычкам обходиться с Вашими услугами и помощью Е.А. в его комнатной жизни (разумею, например, уборку постели, клеток с птицами и письменного стола). Никогда не помогайте здесь ему, а заставляйте все его самого делать, хотя бы он жаловался на головную боль и тому подобные причины. Если здесь Вы станете потворствовать ему, это будет знаком Вашей ненависти к нему; если же Вы заставите его быть самодеятельным, это, обратно, выявит Вашу прозорливую и дальновидную к нему любовь.
Во-вторых, будьте строги к нему в его детских выпадах против кого бы то ни было, противостаньте грубым его, подчас неуважительным и некорректным словам. Всем существом своим покажите, что это Вам в нем не нравится. А бранчливые слова, коим он может научиться от товарищей, Вы категорически подавите, пока есть время и пока есть все возможности Вашего влияния на его душу. Истинная любовь при всей сердечности всегда строга и деятельна. Помните, что́ Господь любящий творит с нами, по выражению апостола: «Кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6). Таков образец в Боге Самом любви к детям.
+
Старшего старайтесь поддержать. Вытяните его из трясины маловерия добрым словом в те моменты, когда его душа способна внимать Вам и верить Вашей духовной настроенности. Передайте ему от меня привет. Благодать Божия благословения да коснется его.
+
Младшему хорошо бы прививать навык сердечного молитвенного обращения к Богу. Для этого чрез N. N. или иным путем, как Бог приведет, хорошо было бы достать ему жития святых. Пусть бы каждый день систематически читал понемногу. Потом, позвольте напомянуть старое, приучите Младшего при выходе из церкви или при входе туда лично подавать мелкие монетки нищим. Равно и с товарищами обращаться он должен участливо, помогая им умственно. Доброта деятельная – мышцы души на молитве. У кого нет доброты, тот не может встать в чувство присутствия Божия на молитве. У такого человека большая душевная слабость пред Богом и бездерзновенность.
+
Такое же смирение надобно воспитывать осторожно и в Младшем. Он ни на йоту не исправится глубинами сердца, если не смирится. Внешне может и без смирения что-то духовное делать. Но все это малозначительно, поверхностно, непрочно. Надобно, чтобы зазвенели струны именно его сердца в исповедании Богу своего бессилия творить что-то доброе. Необходимо ему почувствовать нужду в Боге. Тогда лишь Бог придет к нему и преобразует его изнутра, из истоков его сердца. Вне же Бога влияния на Младшего будут скользить наружно.
+
К Старшему родительское сердце должно быть всегда неизменно долготерпеливым и сострадательным. Только надо уметь дожидаться удобного момента для разговора. В каждую встречу старайтесь хоть какое-либо доброе зернышко заронить в его душу. Он весьма чуток. Когда-либо, быть может, это зерно Вашего слова, разжженного теплотой родительского участия, и прорастет в нем. Сами не зазывайте его. Подождите, когда он придет по личной потребности к Вам. Пусть интервал с посещениями им Вашего дома будет и несколько длителен. Бог все устроит в свое время. Отчасти уклонение Старшего от Вас проистекает оттого, что Вы требуете от него известного нравственного напряжения, а это ему противно по отсутствию навыков веры.
+
А Младшего довоспитать еще можно, пока он дома. Ему не привиты следующие навыки: навык сердечной молитвы, навык благоговения пред Богом, святыней и людьми, навык послушания, навык смиренномыслия касательно своих сил сравнительно с мощью последних в христообщении и, так сказать, вкус ко всему церковному. Много ненужной неги принял он и избаловался, хотя и совершенно еще не испорчен в глубочайших истоках своей жизни.
+
Для души Младшего не переставайте делать все возможное. В этом пункте для него еще ничего почти не сделано. Главное – надо научить молиться его, вдумываться в слова молитвы, заставлять молиться с собой, заставлять быть благоговейным сначала хотя лишь наружно. Эти посевы после взойдут, и он всегда вам будет благодарен.
Епископ Вениамин (Милов)
Дневник икона. Письма. Воспоминания.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2017 г.
Электронный источник: Азбука веры