Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Литургия есть вечеря, трапеза любви Божией к роду человеческому. Около Агнца Божия все собираются на дискосе - живые и умершие, святые и грешные. Церковь торжествующая и воинствующая.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» подвели итоги работы

Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» подвели итоги работы

Второй день работы круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» начался с дискуссии по теме «Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях».

В президиуме присутствовали митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; епископ СолнечногорскийАлексий; игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

Вел дискуссию митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор представил собранию доклад «О формировании “богослужебного сознания” монашествующих». Одной из центральных тем, затронутых владыкой, стала неразрывная связь монастырского богослужения с духовной жизнью подвижников.

«Именно в кельях монахов мы можем увидеть зарождение и развитие монастырского богослужения, – отметил архипастырь. – И ныне, говоря о содержательной стороне жизни монаха, мы вновь возвращаемся из храма в келью. Невозможно со всей серьезностью подходить к богослужению, не имея твердой основы в правиле келейном. Более того, то духовное сокровище, которое инок износит из храма, должно быть приумножено им в своей частной молитве, о чем прямо сказано в Положении о монастырях и монашествующих: “Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой”. Это развитие и стремление к более глубокому погружению в молитву есть наиважнейший столп, на котором строится духовное здание новоначального. Таким образом, богослужение неразрывно связано с духовной жизнью подвижника. Последняя немыслима без первого, как и первое без последней. Так, церковная служба является важнейшей частью мистической жизни инока, которая глубоко укоренена в литургическом опыте, переживаемом в богослужении».

Владыка Исидор напомнил слушателям слова преподобного Паисия Святогорца: «Церковь – это корабль. Кто-то может на нем спать, кто-то ничего не делать, кто-то бороться с волнами. Но он все равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперед и все пассажиры. Главное – находиться внутри Церкви. Поэтому старайтесь не пропускать богослужения и почаще бывать в храме». Его Высокопреосвященство пожелал, чтобы это наставление было начертано на сердцах всех людей, желающих приобщиться к ангельскому житию в этой земной жизни.

Доклад епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава познакомил участников дискуссии с опытом организации монастырского распорядка дня на примере ряда обителей Тихвинской епархии. В самом начале владыка Мстислав подчеркнул, что монастырские правила, регламентирующие жизнь обителей и их насельников, имеют смысл только в том случае, если ими руководствуются исключительно для спасения души, для приведения братий и сестер к любви и духовному преуспеянию. Ни в коем случае они не должны быть направлены на подавление и уничижение личности монашествующего. Основой монастырской жизни является молитвенное и покаянное делание, этому должны быть подчинены все послушания, которые возлагаются на насельников, и не должны противоречить миссионерская, социальная, духовно-просветительская и иные виды внешней деятельности монастыря. Время для келейного правила необходимо четко прописывать в распорядке дня обители и в ее уставе.

Послушание также следует воспринимать как духовное делание, от которого зависит внутреннее преуспеяние монашествующего. Все послушания исполняются исключительно ради общей пользы, чтобы братство могло обеспечивать себя и имело необходимые средства для развития.

Молитва монашествующих не должна ограничиваться лишь временем богослужения и келейным правилом, – заметил архипастырь, рассказав в связи с этим об афонской Ватопедской традиции творения вслух Иисусовой молитвы на общих послушаниях. Подобная практика применима и в наших монастырях, но только под руководством опытного духовника.

Затронув в завершение тему монастырских подворий, епископ Мстислав высказал мнение, что любому подворью нужно быть по внутреннему и внешнему своему устроению настоящим монастырем – первой ступенью для желающих ради Бога отказаться от суеты мира, местом прохождения необходимого искуса.

Выступивший в ходе дискуссии игумен Исаакий (Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии, поделился опытом решения проблемы соотнесения молитвы и трудовых послушаний в обители. Как игумен, отвечающий, прежде всего, за духовное преуспеяние братии, отец Исаакий старается внутримонастырские послушания приурочивать ко времени между богослужением, чтобы братия могла полноценно участвовать в монашеском правиле, а для работ, приходящихся на часы богослужений, приглашать наемный персонал. Так, на время повечерия с канонами, вечерними молитвами и ежевечерней исповедью братии (в данной обители такая регулярная исповедь соединяет и покаяние, и совет с духовником) братские послушания отменяются, на этих правилах должны присутствовать все насельники.

Серьезные вопросы отношения к личности каждого конкретного человека в братстве затронул настоятель мужского монастыря Свято-Косьминская пустынь Серовской епархии игумен Петр (Мажетов). Задача руководителя монастыря, – сказал отец Петр, – чтобы каждый человек в монастыре раскрылся, насколько возможно. Здесь очень важно уйти от общих категорий, от обезличивающего подхода. В связи с этим возможно обратить внимание на некоторые не очень распространенные или забытые монашеские традиции. Например, при несении тяжелых, утомительных послушаний не разбивать молитвенное правило на утреннее и вечернее (на что зачастую современного человека ни физически, ни психологически не хватает), а соединить его в одно «ядро» и исполнять в наиболее благоприятное время. Или использовать практику чередования молитв и отдыха в течение ночи. Также существенным было замечание отца Петра, что монаху часто не удается быть духовно активным на богослужении. Чтобы избежать пассивного «отстаивания» Литургии или погружения в некое эстетическое созерцание, можно прибегнуть к совету, данному еще преподобным Серафимом Саровским: молиться на богослужении Иисусовой молитвой. Это будет, как сказал игумен Петр, – прямым исполнением Гефсиманской просьбы Христа – бодрствуйте и молитесь со Мною.

Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии в докладе «Создание условий для возможности келейной молитвы в монастыре» сделала, как сказала сама матушка, попытку системно изложить названную проблему. Игумения Илариона предложила разграничить понятия монашеского устава – как единого общецерковного монашеского предания, и монастырского устава – как свода принятых правил и порядков каждого конкретного монастыря. Докладчица очень подробно, с глубоким богословским проникновением в суть вопроса изложила смысл и значение келейной молитвы в отношении единого монашеского устава, подчеркнув, в первую очередь, определение данной молитвы как личного молитвенного труда монаха, неразрывно связанного с литургическим богослужением и послушаниями. Если плоть устава – внешние формы служения Богу, то душа его – непрестанная внутренняя молитва. Цель келейной молитвы – достижение чистой, свободной от помыслов, внутренней молитвы. Это личностное проявление человека в отношении к Богу, вследствие чего келейная молитва не может быть упразднена или заменена другими видами монастырского богослужения.

В структуре келейной молитвы автор доклада различает молитвенное правило и личную молитву, которые существуют, тем не менее, в неразрывном двуединстве, объединяющим началом которого становится Иисусова молитва. Мера келейной молитвы индивидуальна и основывается на духовном рассуждении и опыте наставника.

Игумения Илариона на основании исторических источников рассмотрела различные примеры совершения молитвенного правила, как соборного, в храме, так и индивидуального, подчеркнув, что молитва в келье не есть проявление индивидуализма, но особым образом продолжает соборное делание монашеского братства. При этом именно келейное уединение является необходимым для совершения личной молитвы. Исходя из всего вышесказанного и нужно создавать в обители условия для келейной молитвы.

Вторая часть доклада была посвящена практическим моментам создания таких условий. От игумена, игумении здесь зависит организация жизни монастыря как единого молитвенного пространства; духовное руководство братией, сестричеством; личный пример и опыт при постоянном обращении к святоотеческому и подвижническому опыту; мудрость в индивидуальном подходе к каждому брату, сестре с учетом их духовного возраста и душевного устроения. От насельников же требуется готовность к послушанию, к отказу от индивидуалистического понимания личного молитвенного делания. В заключение матушка Илариона заметила, что ее рассуждения не являются призывом к созданию неких идеальных условий келейного пребывания. Вершины личной молитвы часто достигались в весьма стесненных и жестоких условиях, так как главным в этом случае всегда остается желание всецелого молитвенного устремления к Богу.

Подводя итоги дискуссии, митрополит Георгий предложил собравшимся еще раз поразмышлять над тем, в каких случаях у иноков не остается сил на молитву и всегда ли силы бывают растрачены на монастырские послушания или иные полезные для души инока занятия. Его Высокопреосвященство напомнил, насколько важно для монашествующих оставлять на отдых и восстановление сил то время, которое зачастую уходит на ненужное общение с миром. Владыка пожелал всем игуменам и игумениям помощи Божией и духовного трезвения в управлении монашескими общинами.

Затем участники круглого стола обсудили проект документа Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества «Священнослужение монахов на приходах».

Среди наиболее важных аспектов проблемы священнослужения монахов на приходах участниками дискуссии был отмечен тот факт, что монаху важно сохранять связь с обителью, в которой он принял постриг, принимать участие в жизни братства, окормляться у монастырского духовника. Живя вне общины, монах лишается необходимой части жития иноческого. С другой стороны, в реальной жизни нередко объективные условия определяют необходимость священнослужения монашествующих на приходах. Среди них – развитие церковной жизни в удаленных от центральной части России епархиях,  тюремного служения и служения в Российской Армии; организация приходских общин за рубежом и др. Но и во всех этих случаях необходимо помнить,  что священнослужение иноков на приходах сопряжено для таковых с опасностью потери монашеского устроения, и ответственность за пребывание монаха вне стен монастыря лежит на архиерее. В ходе обсуждения проекта документа участники круглого стола поделились  личным опытом решения проблем, связанных с несением послушания священноиноков в приходских храмах. 

Подводя итоги круглого стола, участники выразили глубочайшую благодарность Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести  монашеский форум, а также Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Варсонофию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому за возможность собраться  для проведения круглого стола в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

По окончании собрания монашествующие совершили паломничество в Александро-Невскую Лавру, на Смоленское кладбище и в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь.

В мероприятии, организованном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, Комиссией Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества и Воскресенским Новодевичьим монастырем Санкт-Петербурга, приняли участие 113 человек: 5 архиереев, 11 архимандритов и игуменов, 21 игумения, монашествующие епархий Северо-Западного федерального округа Российской Федерации, а также члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству.

 Фото: Владимир Ходаков

Источник: monasterium.ru

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Почтовый адрес монастыря
197022 Санкт-Петербург, а/я № 2
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →

На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Политика конфиденциальности
Я согласен