Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Священство или вообще святые суть священные водоемы, из которых благодатная вода сообщается прочим верующим. Реки от чрева его истекут воды живы [Иоан. 3, 38].

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Терпение. Митрополит Николай (Хадзиниколау)

Зачастую у нас совсем нет терпения, мы даже не пони­маем, что это такое. Но это — великая добродетель! На­кануне Чистого понедельника (первый день Великого поста) мы слушали Евангелие, в котором описывалась кончина мира, конец истории, то, что мы называем Вторым Пришествием (это повество­вание есть и в Евангелии от Матфея, и в Евангелии от Луки). В этих рассказах евангелисты в немногих словах очень наглядно показывают, что произойдет при кончине мира. Да, чтение и слушание этих отрывков производит впечатление ужасного события. Рисуется великая драма. Кажется, что люди, которые доживут до этого события, будут испытывать великие трудности. В этих отрывках мы находим два значимых выражения. Претерпевший же до конца спасется (Мф 24,13) — то есть тот, кто будет терпеть до конца, будет спасен. И: В терпении вашем стяжите души ваша (Лк 21,19). Господь говорит Своим ученикам, а через них — всей Церкви: «Смотрите, когда наступят эти трудные времена и вы окажетесь в смятении, путани­це, духоте, сделайте лишь одно: терпите. Этим терпением вы сможете испытывать состояние своих душ. То есть так вы будете держать свои души в руках. Если терпения у вас не будет, потеряете все».

Также в начале одного замечательного практического послания, послания Иакова, говорится нечто странное: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впа­даете в различные искушения. То есть пусть у вас будет большая радость, когда вы впадаете в скорби, во искуше­ния, в различные испытания. Потому что испытание ва­шей веры производит терпение. И продолжает: терпение же должно иметь совершенное действие (Иак 1,3-4). Там, где вы думаете, что теряете веру, — у вас совершенно неожи­данно умирает ребенок, вы колеблетесь, у вас все рушит­ся, причем вы и не понимаете, как это происходит, с вами поступают несправедливо самые близкие вам люди, вы заболеваете, и неизвестно откуда приходит то одно испы­тание, то другое, вы спрашиваете: где же Бог? — именно там находится испытание вашей веры. Вот такое испыта­ние веры — там, где вы теряете все! — производит терпе­ние. А терпение приведет вас к совершенному деланию: оно поможет стяжать свои души, контролировать свою жизнь, выстоять до конца, достигнуть совершенства и спастись.

Добродетель терпения, которого мы в основном же­лаем своим ближним, необходима и равным образом трудна в своем воплощении. Терпение — это не приятие случающихся событий по необходимости, лишь потому, что иначе мы поступить не можем. Это и не тревожное ожидание избавления от испытания, которое, вероятно, может с нами произойти. Терпение — это таинственное ожидание откровения Божия в нашей жизни, проявления Его воли в пространстве, времени и в тех условиях жизни, которые не оправдывают наша логика и природа, это ис­полненное надежды ожидание убедительного преображе­ния испытания в Божественное благословение.

У нас бывает такое испытание, которое нас превос­ходит. Одно из направлений нашей мысли состоит в том, чтобы сложить оружие и сказать: «Ну что я могу поде­лать?» Мы вынужденно принимаем случившееся с надеждой на то, что, может быть, избавление придет само, так же как испытание. Это терпение — низшего качества. Это психологическое терпение, у него есть свои достоинства, оно помогает, но не освобождает.

Есть и духовное терпение, о котором говорят цер­ковные книги и неложные уста Христовы. Такое терпе­ние помогает нам смотреть поверх скорбных событий, поверх трудных жизненных условий, поверх кривизны и трудностей нашего собственного характера. Оно по­могает поверх препятствий, которые чинят нам братья, видеть драгоценное откровение воли Божией. Вот к чему ведет терпение: нужно дать немного времени, чтобы в со­бытиях проявился их смысл, их тайна. Вот где терпение. Ожидать Бога. Менталитет, требующий «здесь и сей­час», который так сильно культивируется в наши дни, не христианский. Единственное, что культивирует такой менталитет, это взращивание эгоизма и господства всегдашнего смятения души. Напротив, на место «здесь» мы полагаем Царство Божие, а взамен «сейчас» — «когда захочет Бог» и вечность.

Так поступает подлинный христианин: вместо того чтобы пытаться контролировать события с требователь­ным вопросом к Богу «почему?», Он принимает их не со страстью, а с внутренним утешением — как дары и благо­словение Божие.

Митрополит Николай (Хадзиниколау)

«Великая Четыредесятница: путь, цель, награда»

Издательство Сретенского монастыря, 2015 г. стр. 34

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Почтовый адрес монастыря
197022 Санкт-Петербург, а/я № 2
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →

На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Политика конфиденциальности
Я согласен