Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

В благонамеренных сочинениях людей уважай свет Христов, просвещающий всякого человека, грядущаго в мир [Иоан. 1, 9], и с любовью читай их, благодаря Светодавца Христа, всем ревностным неоскудно изливающего свет Свой.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дары родившемуся Христу (К празднику Рождества Христова)

«Христос с небес, срящите!»

(Ирмос 1-й песни канона Рождества Христова)

Когда Господь наш Иисус Христос благоволил нашего ради спасения родиться от Пресвятой Девы Марии, все создания Божьи поспешили на встречу Ему, воздали Ему честь и принесли свои дары: земля — вертеп, небо — звезду, путеводящую к Солнцу правды, бессловесные — ясли, бедные пастыри — поклонение, цари — многоценные дары, воинства небесные — славословие. Что же нам принести в дар Богу, Спасителю нашему?

Когда мы желаем сделать дорогому для нас человеку какой-нибудь дар, мы стараемся наперёд узнать, что бы могло наиболее порадовать его, что ему было бы особенно приятно, сообразуемся с его волею и взглядами. Что же ожидает, что желает от нас Господь?

Когда спросили у Господа: какая наибольшая заповедь? — Господь отвечал: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37). Спросим же себя: «Мы, получившие живот («жизнь» — церк.-слав.) от Живота всех, Бога, для приношения Ему плодов живота, приносим ли Ему в дар жизнь свою, плоды своей жизни, как праотцы, пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, праведные и все святые? Даже думаем ли об этом ежедневно? Не для себя ли только живём? По заповедям ли и уставам Жизнодавца живём? Если нет, то что препятствует? Любовь к себе, самолюбие? Принесём любовь к себе в жертву любви ко Господу, ибо что такое мы сами по себе? Грех, растление».

«Любить Бога всем сердцем — значит не иметь ни к чему в мире пристрастия и отдать всё сердце Господу Богу, творя во всём волю Его, а не свою; всею душею — то есть весь ум иметь всегда в Боге, всё сердце всегда утверждать в Нём и всю волю свою предавать Его воле во всех обстоятельствах жизни, горестных и печальных; всею крепостию — то есть любить так, чтобы никакая противная сила не могла нас отторгнуть от любви Божьей, никакие обстоятельства жизни: ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни высота, ни глубина, ни меч (ср.: Рим. 8, 35, 39); всею мыслию — то есть всегда думать о Боге, о Его благодати, долготерпении, святости, премудрости, всемогуществе, о Его делах и полностью удаляться суетных мыслей и воспоминаний лукавых. Любить Бога значит любить всей душой правду и ненавидеть беззаконие, любить Бога значит ненавидеть себя, то есть своего ветхого человека. В нас, в наших мыслях, в нашем сердце и в нашей воле есть сила злая, чрезвычайно живучая и действенная, которая всегда, ежедневно, стремится удалять нас от Бога, внушая суетные мысли, желания, попечения, намерения, предприятия, слова, дела, возбуждая страсти и подстрекая к ним с силою, именно к злобе, зависти, любостяжанию, гордости и честолюбию, тщеславию, праздности, непослушанию, упрямству, обману, невоздержанию. Любить Бога значит исполнять заповеди Его…»

Любить Господа для нас должно быть так же естественно, как и своих родителей, даже более естественно. «Любовь Господня ,больше любви матери. Мать носила меня во чреве и произвела меня на свет Божьим устроением; потом стала кормить, ласкать меня, на руках носить; когда же я стал сам в состоянии ходить, тогда перестала мать носить меня на руках своих. Бог же постоянно как бы носит на руках Своих: на руках написах стены твои, и предо Мною еси присно (ср.: Ис. 49, 16). Он сила моя, покой мой, сладость и радость моя, свет ума и сердца моего; Он постоянно питает меня разнообразными произведениями земли. Он пища моя крепкая и питие неисчерпаемое (икос 10-й акафист Иисусу Сладчайшему). Господь с начала бытия нашего до смерти нашей ни на минуту не оставляет нас, каждое мгновение промышляя о нас, как кокош о птенцах своих (см.: Мф. 23, 37). Он надежда и в смерти нашей, Он жизнь по смерти нашей, Он утешение на суде Его…»

Даждь Ми, сыне, сердце твое, — говорит Господь (ср.: Притч. 23, 26). «Принеси Богу в жертву сердце своё, отдай его всецело Вседержителю». Но что значит принести Богу своё сердце? Это значит соблюдать чистоту сердца от нечистых помыслов, от греховных движений, от всякой лжи и неправды. «Бог никакой самой малой мгновенной нечистоты не терпит в тебе, и тебя тотчас по допущении в сердце какого-либо нечистого помысла оставляет мир и Сам Бог».

«Ты говоришь: что мне делать с моим сердцем? Противоречит оно всему истинному и святому, расслабляется неверием там, где нужна крепкая вера, не трепещет и даже готово смеяться там, где должно трепетать и страшиться. Сердце моё должно прилепляться к Единому Богу: мне прилеплятися Богови благо есть (ср. Пс. 72, 28), а оно — что за слепота и извращение! Прилепляется к сластям века сего: к пище, питью, плотской сласти, к деньгам, к этому праху, к одеждам, к этому тлену, к цветам исчезающим, к узорам, к покроям, привлекающим глаз, к роскошно убранным покоям и т. п. Странное дело! Меня, христианина, небесного человека, занимает всё земное и мало — небесное. Я во Христе переселён на небеса, а, между тем, всем сердцем привязываюсь крепко к земле и, по-видимому, никогда не хотел бы быть на небе, хотя земное, при своём услаждении, тяготит и мучит меня, хотя я и вижу, что всё земное не надёжно, тленно, скоро минует, хотя и знаю, и чувствую, что ничто земное не может насытить моего духа, умирить и усладить моего сердца, постоянно мятущегося и огорчаемого земной суетой. Что делать, что делать мне с моим сердцем?»

Надо постоянно внимать своему сердцу, весьма тщательно нужно смотреть за нивой сердца своего, чтобы не росли на ней плевелы зла, лености, неги, роскоши, безверия, любостяжания, скупости, зависти, ненависти и проч., ежедневно полоть ниву сердца своего, по крайней мере, на вечерней и утренней молитве, освежать её спасительными вздохами, как ветрами благорастворёнными, орошать ее обильными слезами, как дождём ранним и поздним. Кроме того, всеми мерами нужно внедрять в ниву сердца своего семена добродетелей — веры и надежды на Бога, любви к Богу и ближнему, удобрять и оплодотворять её молитвой, терпением, добрыми делами, ни на час не оставаться в совершенной праздности, ибо во времена праздности и бездействия враг усердно сеет свои плевелы…

Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! — говорит Господь. — Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих; ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор… Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и всё, что наполняет её. (Псал. 49). Что же угодно Господу? Жертвы Ты не желаешь, — говорит пророк, — я дал бы её; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. (Пс. 50). Припадём и мы к яслям нашего Спасителя с истинным смирением, с полным сознанием своей духовной нищеты.

«Вочеловечивыйся нас ради, Слове Божий и Боже! Ты пришел обновить растленное грехом естество; обнови мя, растлившего себя страстями и похотями, обнови и душевно и телесно, да буду чист сердцем для славы Твоего имени. Ты пришел просветить нас, просвети омраченное страстями сердце мое. Се, я крайне немощен и не могу без Тебя творить ничего доброго; не могу без Тебя ни мыслить, ни чувствовать хорошего, ни говорить, ни делать; я решительно немощен для всякого добра без Тебя; дай же мне благодать, дай свет и силу мыслить и чувствовать добро и удобно совершать его, говорить и делать, что Тебе благоугодно. Даждь нам, Господи, всегда имети с Тобою, Пребожественною Главою нашею, живую связь, яко членам тела Твоего, связь в мыслях сердечных, в молитве и делах. Отпадение от Тебя сердец наших есть тьма и смерть, Господи, есть скорбь и теснота, стыд, и уничтожение, и мерзость духовная. С Тобою же нам свет, жизнь, мир, радость, простор сердцу, дерзновение, величие и святыня. Сохрани нас в Твоей святыне! Очисти, освяти и спаси мя! Сердце чисто созижди во мне, Боже! (Пс. 50, 12)»

Затем как выражение нашей любви к Господу принесём святую милостыню — дар, особенно Ему угодный. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне, — говорит Господь (Мф. 25, 40). Бог Сына Своего Единородного не пощадил для человека: Сын Божий сошёл с неба на землю, где Он не имел места главу приклонити (ср.: Мф. 8, 20), «чего же после этого мы пожалеем для ближнего: пищи ли, питья ли, одежды ли для его одеяния, денег ли на его различные нужды? Одним много, другим мало даёт Господь для того, чтобы мы промышляли друг о друге. Так устроил Господь, что если мы щедрыми дарами Его благости охотно делимся с другими, то они служат для пользы души и тела, раскрывая наши сердца для любви к ближним. А если самолюбиво, скупо и с жадностью употребляем только сами и жалеем их для других, то они обращаются во вред душе, потому что жадность и скупость закрывают сердце для любви к Богу и ближнему и делают нас отвратительными самолюбцами, усиливая в нас все страсти».

У нас в старину на Святой Руси был прекрасный, истинно христианский обычай: перед наступлением великих праздников благочестивые предки наши, мужья и жёны, обходили темницы и дома бедных и делились с ними от своих избытков; и так как это делалось во славу Божью, во исполнение Божьей заповеди, то милость принималась охотно, без чувства огорчения. Что нам помешало бы в настоящее время держаться святого обычая наших христолюбивых предков? Не могут ли и ныне богатые помогать бедным, все по возможности подавать милостыню, принимать странствующих, посещать больных, утешать печальных, наставлять невежд, вразумлять заблуждающихся, прощать обиды, помня, что все мы Христовы? И за всех и за всё Христос воздаст!

Таковы дары, угодные Господу! Постараемся приготовить их для достойной встречи Господа. «Господи! Да не будут дары Твои, духовные и вещественные, в нас и у нас праздны: даждь им движение спасительное и полезное. Сотвори сие во всех! Да умножатся таланты Твои, Господи, собственною деятельностью каждого из нас, да всегда Твоя от Твоих щедрот приносим Тебе!”

(Из дневника святого праведного Иоанна Кронштадтского).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Солнце Правды»

М.: «Отчий дом», 2010 г.

Вверх ↑
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Политика конфиденциальности
Я согласен