Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, всечестные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с Великим Четвергом. Днем, приравниваемым к праздникам двунадесятым, потому что его основанием явилось величайшее, наравне с крестной Жертвой и Воскресением, событие евангельской истории — Тайная Вечеря Спасителя с учениками. Было время Пасхи, и трапеза проходила в строгом соответствии с обрядовыми предписаниями. Господь полностью соблюдал этот порядок, но вместо традиционного благословения произнес необычные слова: Сие есть Тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов. И затем, когда вечеря закончилась, взяв в руки чашу, также сказал удивительные слова: Сия есть Кровь Моя, изливаемая во оставление грехов, добавив: Сие творите в Мое воспоминание.
Христианская община в Иерусалиме, а затем и во всех других городах и селах, где появились христиане, совершала эту торжественную вечерю любви, благословляя особым образом, по примеру Спасителя, хлеб и вино. И поелику Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание, то все вспоминали последнюю вечерю пред страданиями Господа и Спасителя. Но с первых дней своего бытия Церковь ясно сознавала, что заповедь творите в Мое воспоминание означала не просто умственный акт, но событие. Речь шла о таком воспоминании, когда силой Святого Духа в кругу учеников совершалась то же, что совершилось на Тайной Вечери. Благословляя хлеб и вино, ученики сознавали, что пред ними — подлинное Тело и подлинная Кровь Христовы. Эта вера в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы содержится с апостольских времен в Церкви Христовой. Отличие Церкви от любого другого собрания, именующего себя христианским, заключается именно в вере в то, что благословляемые хлеб и вино силой благодати Святого Духа пресуществляются в подлинное Тело и подлинную Кровь Христовы.
Церковь усвоила Таинству Тела и Крови Христовых наименование «Евхаристия», от греческого глагола «евхаристо», то есть «благодарю». Неслучайно Таинство получило название «благодарение», — потому что нет ничего более великого в мире, чем исполнение заповеди Господа, повелевшего совершать в Его воспоминание благословение хлеба и вина, которые силой Святого Духа преобразуются в подлинное Тело и подлинную Кровь Христову.
Когда мы говорим, что это Таинство Благодарения, мы должны помнить, что в русском слове содержится корень «дар». Мы не просто благодарим словами, мы не просто благодарим умом, но приносим дар Богу — хлеб и вино, которые становятся Телом и Кровью Господней. И мы должны ясно сознавать: как в жизни человеческой мы одаряем друг друга, особенно если хотим кого-то поблагодарить, так и в наших отношениях с Богом, когда хотим поблагодарить Господа, мы совершаем таинство Святой Евхаристии.
Но ведь еще существует понятие «Литургия после Литургии» — о нем стали говорить не так давно, но смысл его коренится в святоотеческом предании. Что же может быть после Литургии? А после Литургии мы должны научиться приносить дар Богу через добрые дела по отношению к людям. Поэтому доброделание, милосердие, совершаемое в Церкви, очень отличается от добрых дел в светском мире. Мы не просто совершаем добрые дела, движимые сожалением, состраданием, но своими делами продолжаем Святую Евхаристию, то есть благодарим Господа. И если хотите, наши добрые дела — это служение Богу после Святой Евхаристии.
Вот почему в центре христианского милосердия всегда должна быть Божественная литургия, всегда должно присутствовать сознание приношения дара Богу. Тогда это милосердие будет принципиально иным, чем любое другое внерелигиозное совершение добрых дел, потому что, принося дар Богу через дела милосердия, мы отвечаем на Божественный дар Святой Евхаристии, дар жизни, дар милости, которую Господь изливает на весь род человеческий, на весь мир. От имени человеческого рода, собранные вокруг престола Господня, мы приносим Ему благодарение — Святую и Бескровную Жертву Тела и Крови Его, Жертву, которая есть умилостивительная жертва за наши грехи и за грехи всего мира.
Вот такими смыслами наполнен сегодняшний день — день установления таинства Святой Евхаристии, день воспоминания о Тайной Вечере, день духовного созерцания, день смирения Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам, и день, когда Иуда, не дождавшись конца вечери, пошел и предал Господа первосвященникам. Великий Четверг есть великий праздник, но праздник с предчувствием скорби, которую разделяет каждый верующий человек, проходя через богослужебный чин Великой Пятницы, которая по уставу нашей Церкви начинается уже сегодня вечером чтением 12-ти страстных Евангелий.
Укрепленные причастием Святых Христовых Таин, вразумленные всем тем, что мы знаем о Святой Евхаристии, с благоговением вступим в последние дни Страстной седмицы, чтобы принести еще более сокрушенное покаяние в своих грехах и, причастившись Святых Христовых Таин в Светлую Субботу или в Светлый день Воскресения, облагодатствованные даром Святого Духа, опираясь на свою веру, идти в мир сей, творя дела милосердия и правды Божией. Аминь.