Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святителю Феофану принадлежат слова: «Лучше пострадать в этом мире и в этой жизни, чем страдать в жизни вечной», — он их произнес, размышляя о смысле человеческих страданий.
Действительно, нет ни одного человека, который бы не проходил через страдания, через некие муки, даже будучи внешне достаточно благополучным и счастливым; не говоря уж о тех, кто и внешне неблагополучен, несчастлив, кто болеет, нуждается, кто становится инвалидом и, наконец, оказывается на смертном ложе — всё это страдания, которые принадлежат нашей жизни.
Бог не производит ничего, что не есть благо, потому что Он есть Любовь. Всякое страдание и зло — не по воле Божией (ибо не Бог творец зла), но по воле человеческой. И мы знаем из Священного Писания, с чего все началось, — с того, что первые люди отказались от жизни по Божиему закону, нарушили Божественную заповедь, а потому были удалены от общения с Богом и лишены Божественной благодати, которая предохраняла их от всяких болезней и скорбей. Избыток Божественной благодати испепелял всякую возможность совершения зла как людьми, так и окружавшими их животными. Все было в гармонии, во взаимном согласии, и все было разрушено человеческим грехом. Поэтому первично не страдание, а первичен грех, а значит, путь избавления от страданий лежит через преодоление греха.
И вот о каких аналогиях здесь, может быть, следует задуматься. В числе страданий, которые выпадают на долю человека, — осуждение, заключение под стражу, тюрьма, тяжелые работы; это средоточие и максимальное проявление человеческого несчастья, особенно в сочетании с болезнями, внутренними скорбями. Но ведь не от хорошей жизни эти скорби постигают человека, а как результат совершения преступления, нарушения закона и правопорядка. И для того чтобы человек раскаялся, для того чтобы с него было снято всякое обвинение, он и проходит через наказание, ведь заключение под стражу, тюремный срок — это и есть наказание за совершенное преступление.
А для чего испытывать человеческое здоровье, волю, для чего надрывать человеческую психику? Зачем проводить человека через скорбь в ответ на совершенное им преступление? Все это укладывается в некую логику человеческой жизни, но имеет и более глубокий смысл, потому что заключение под стражу имеет своей целью не просто наказание, а исправление человека. Что толку, если человек будет наказан, но не исправится — как мы знаем, нередко так и бывает? Но подлинное наказание, которое настигает человека после совершенного им преступления, имеет своей целью исправление.
Что же это означает? Это означает, что человек должен искупить страданием свою вину, свое преступление, свой грех. И если это справедливо и укладывается в логику человеческого бытия в отношении каждого из нас, то насколько же все это справедливо в отношении всего человечества, которое было помрачено совершением первородного греха! А после первородного греха — какие огромные, до небес, горы всякого беззакония и зла были совершены по человеческой воле! И как же все это могло быть прощено человечеству без искупления?
Господь, являя неизреченную любовь к Своему творению, принимает на Себя эту муку. Он Самого Себя, в Сыне Своем Единородном, отдает на мучения, на страшную позорную смерть, которая и должна была искупить человеческие грехи и действительно их искупила. Вот в чем смысл того, что было совершено на кресте. Конечно, это величайшая Божественная тайна, но в конце концов, Мои пути — не ваши пути, говорит Господь (Ис. 55:8). Действительно, путь Божий — это не путь человеческий, и как нам, идущим по нашим маленьким дорожкам, уразуметь величие Божественного пути? Но все-таки что-то нам открывается, в том числе через слово Божие, и мы понимаем, что крест, страшные мучения и казнь, которые принимает Сын Божий и Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос, есть не что иное, как искупление, которое могло действительно испепелить грех всего человеческого рода, — и Господь совершил все это.
Сегодня мы вспоминаем Его крест, Его страдания, мы преклоняемся перед Его крестом и, как всегда, молимся о своем. Так уж создан человек — даже опускаясь на колени перед крестом, мы молимся о своем. Но, опускаясь на колени перед крестом, нужно в первую очередь возблагодарить Господа за Его жертву, за Его любовь ко всем нам, через которую мы получили спасение и искупление наших собственных грехов.
Именно кресту посвящается третье воскресенье Великого поста, находящееся в самом его центре, а также последующая Крестопоклонная седмица, как мы называем ее по-славянски. Все это должно помочь нам через размышления, молитвы, чтение Священного Писания не только понять, но и прочувствовать ту Божественную силу, которая прикоснулась к роду человеческому и каждому из нас и через страдания Сына Божиего принесла нам избавление.
Пусть переживания Крестопоклонной седмицы укрепят нас в вере, а также и в понимании того, что скорби, которые в нашей жизни случаются, необходимы, как необходима была величайшая скорбь Спасителя, пригвожденного ко кресту на Голгофе. Испытания и скорби не должны надламывать человека, тем более лишать его веры. А если начинается хоть малое колебание веры, которое часто сопровождается словами «Господи, где же Ты? Если бы Ты был, то этого бы не случилось!», — то, как только это диавольское искушение коснется нашего сознания, посмотрим на крест и поймем, что Спаситель мира более всех пострадал, чтобы искупить человеческие грехи. А потому, может быть, и наши скорби Господь попускает для того, чтобы уже здесь, на земле, мы искупили свои грехи и были достойны войти в Его Божественное Царство.
Крестом ограждая себя от всякого зла, от всяких сомнений, от всяких колебаний в вере, будем с упованием на волю Божию идти по жизненному пути, памятуя о том, что жизненные испытания не ниспосылаются нам бессмысленно. В каждой скорби, через которую мы проходим, есть смысл, и он связан в первую очередь с искуплением наших личных грехов, дабы, оставив все эти грехи здесь, мы могли бы чистыми и светлыми войти в Царство Божественной славы. Аминь.
4 апреля 2021 г.