Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Ведущие духовную жизнь видят сердечными очами, как кознодействует диавол, как руководят Ангелы, как Господь державно попускает искушения и как утешает.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

«На реках Вавилонских». Святоотеческое толкование 136-го псалма

136-й псалом в исполнении сестер Иоанновского ставропигиального женского монастыря

Начиная с Недели «О блудном сыне» и до первого дня Великого поста в Церкви звучит умилительный 136-й псалом. Он повествует о страданиях еврейского народа в вавилонском рабстве при царе Навуходоносоре в VI в. до Рождества Христова. Новозаветная Церковь толкует псалом как плач о греховном пленении и изгнании из Рая.
 
1 На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона

1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе

Велика любовь у этих людей к городу [Иерусалиму], великое желание возвратиться туда. Пока они обладали благами, то постоянно были недовольны и дерзки, а, когда лишились их, тогда стали желать их. Для того Бог и лишил их, чтобы возбудить в них большее желание. Так и часто поступает Бог. Когда мы, наслаждаясь Его благами, не чувствуем этого, Он лишает нас их, чтобы мы вразумились лишением и опять старались приобрести их. Но почему они сидели при реках? Они были пленниками и находились в неприятельской стране, потому и жили вне стен и городов.

Свт. Иоанн Златоуст

2 На вербиих посреде его обесихом органы нашя

2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы

Музыкальные, говорит, орудия, на которых мы пели и прославляли Бога, находясь в Иерусалиме, когда были взяты в Вавилон, мы повесили на вербах, росших на берегах рек, текущих в Вавилоне, как бывшие тогда у нас без употребления и безнужными. Певцы еврейские взяли их с собою только для напоминания им Иepycaлимского богослужения и жительства, как говорит Златоуст.

Слова сего псалма можно понимать и иначе. Именно: Сион и Иерусалим есть рай—первое отечество наше, а Вавилон есть настоящий мир, реки мира сего суть непостоянные дела жизни сей. Итак, сделавшиеся чрез преступление пленниками бесов, мы изгнаны из рая и дошли до смешения с миром сим. Посему мы всегда должны помнить блаженную райскую прежнюю жизнь и просить Бога о возвращении нас опять в рай—прежнее наше отечество, и освобождении нас из сей страны изгнанничества. Потому то псалом сей обыкновенно поют в сырную неделю, когда воспоминается изгнаниe Адама, чтобы выражалась сия мысль.

Евфимий Зигабен

3 Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас—о пении.

3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья:

Пленившие нас вавилоняне спрашивали, продолжает, нас, чтобы мы сказали им несколько слов из божественных песней и хвалений, которые мы пели Богу в Иерусалиме, т. е. приказывали нам петь, желая просто слушать для удовольствия, или и для смеха над нашими святыми и божественными предметами, по словам Феодорита.

Воспойте нам от песней Сионских.

«пропойте нам из песней Сионских».

Это слова вавилонян, сказавших нам: пропойте нам, Иудеи, какую-либо песнь из песней, которые вы пели, находясь на Сиoне, в Иерусалиме.

Евфимий Зигабен

4 Како воспоем песнь Господню на земли чуждей

4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?

А мы, говорит, Иудеи отвечали вопрошавшим нас вавилонянам: как нам петь божественную песнь в чужом месте вне Иерусалима, тогда как закон запрещает нам это? Заметь, читатель, сколько сей плен был полезен и исправил Иудеев: потому что те, которые прежде преступали закон Божий среди отечества своего, ныне, по словам Златоуста, хранят его в чужой земле. Под чужою же землею можно разуметь и каждое сердце, устранившееся от почтения и добродетели, каковому сердцу не должно преподавать божественных и небесных таинств, согласно с сказанным: не давайте святыни псам и не бросайте жемчужин ваших пред свиньями (Матф. 7, 8).

Григорий Богослов вместе с Златоустом говорит: Когда мы увлечены в Вавилон и в злое греховное смешение, то находясь в сем месте не можем петь божественной песни, как на земле чужой. Ибо доколе мы порабощены грехy, тягостнейшему всех иноплеменников, дотоле нам не позволено говорить о чем либо божественном, хотя бы мы имели орудия слова, как они тогда—псалтири и гусли. А когда мы возвратимся к добродетели, как в Иерусалим, тогда, составив из себя или у себя новую песнь и жизнь, мы будем петь новую песнь.

Евфимий Зигабен

5 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. 6 Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.

5 Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня, десница моя; 6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
 
Заметь и здесь великую перемену. Те, которые каждый день слышали, что они будут лишены города, и не обращали на это внимания, теперь сами на себя призывают проклятия, если забудут о нем. Что значит забвена буди десница моя? «Пусть, — говорит, — крепость моя, сила моя забудет меня, и пусть я буду безгласен от множества бедствий, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима яко в начале веселия моего». Что значит аще не предложу Иерусалима? «Не только, — говорит, — буду вспоминать о тебе при других делах, но и при пении, и в песнях». Слово предложу значит поставлю в начале песни; оно выражает сильное желание или, лучше, любовь и пламенное стремление к городу. Выслушаем это все мы и будем поучаться. Как они, когда лишены были города, тогда и стали искать его, так многие и из нас испытают то же, когда в тот день лишатся Горнего Иерусалима. Но они после лишения имели надежду возвращаться, а нам, когда мы лишимся, уже невозможно будет возвратиться. «Червь их, — говорит Господь, — не умрет и огнь их не угаснет» (Мк. 9:46). Поэтому нам нужно с особенной тщательностью наблюдать за самими собою и так устроять настоящую жизнь, чтобы не сделаться пленниками, чуждыми и отлученными от того отечественного города.

Свт. Иоанн Златоуст

7 Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его.

7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».

И это выражение свойственно людям, пламенно стремящимся к городу. Смысл слов их следующий: «Накажи тех, которые не хотели довольствоваться взятием города, не насытились его разрушением, но настаивают и говорят: «Разрушайте, пока есть у него основание». Они хотели бы, чтобы не осталось и самых оснований города, но чтобы и основания его были исторгнуты.

Вместе с вавилонянами тогда напали на иудеев и аравитяне, о которых пророк часто упоминает и которых сильно укоряет за то, что они, несмотря на свое родство с иудеями, поступали хуже врагов.

Свт. Иоанн Златоуст

8 Дщи вавилоня, окаянная.

8 Дочь Вавилона, опустошительница!

Как есть обыкновение у евреев называть человека сыном человека, так и дщерью Вавилона называют тот же Вавилон. Дщерь, говорит, Вавилона, неправедная! Вавилон несчастный, по причине имеющих, как говорит Златоуст, постигнуть тебя бедствий! А такими словами Давид пророчествует об истреблении, которому имел подвергнуться от царя Кира.

Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала ecи нам!

блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

Сии слова произносит весь еврейский народ, сильно желая истребления города врагов его. А воздаянием, которое ты воздала нам, называют причинение зла т. е. опустошение и притеснение, которое ты, Вавилон, причинил нам — евреям.

Евфимий Зигабен

Здесь он показывает силу Божию не в избавлении от бедствий, но и в ниспослании бедствий на самих победителей, предсказывает несчастья, которые постигнут Вавилон, и по причине имеющих постигнуть его бедствий называет его несчастным. Этим он также научает иудеев, внушая, что сила Божия распростерта по всей земле.

Свт. Иоанн Златоуст

9 Блажен, иже имет, и разбиет младенцы твоя о камень

9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

Иудеи распространяют гнев свой и на незрелый возраст отроков и ублажают того, кто сокрушил малых детей и отроков вавилонских жестоко и бесчеловечно. Но повеления евангельские и нравы у нас христиан, как учеников кроткого и человеколюбивого Иисуса Христа, не таковы — не жестоки и не бесчеловечны. Совсем не таковы, ибо Владыка наш — Христос повелел любить даже врагов наших и хранить их.

Но надлежит понимать и в высшем значении то, что в сем псалме может быть легко принято в оном. Итак, под сынами Едома мы должны разуметь бесов, которые повелевают друг другу истощать богатства души нашей до основания. Ибо под Иерусалимом мы должны представлять душу. А несчастный Вавилон есть нечестиe и грех, который опустошил и покорил себе благочестие и добродетель. Кто же истребил сие нечестие и грех, тот блажен. Младенцы сего нечестия суть новорожденные страстные помыслы, как младенческие и безмысленные. Кто сии помыслы побеждает и сокрушает о камень веры (каковой камень, по словам Павла, есть Христос) и таким образом их истребляет, тот блажен.

Евфимий Зигабен

 
Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Почтовый адрес монастыря
197022 Санкт-Петербург, а/я № 2
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →