Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Вси вы братия есте [Мф. 23, 8]. Любите друг друга [Иоан. 15, 17]. Церковь – Божие, как бы великое, святое семейство, в котором Бог – Отец, Пресвятая Богородица, Матерь Господа Иисуса Христа – Матерь наша. Ангелы и святые человеки – старшие братья, и мы все – братья единоутробные, порожденные Церковью в одной купели крещения Духом Святым.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

«Да будет воля Твоя!» Проповедь после утрени Великого Пятка с чтением 12 Евангелий. Протоиерей Димитрий Галкин

Аудиозапись 28 апреля 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Одним из самых таинственных и трагических событий Нового Завета, безусловно, является гефсиманское борение Господа Иисуса Христа.

В Иерусалиме не было садов, потому что некий древний, немножко странный закон запрещал удобрять почву в пределах Святого города, но некоторые богатые жители Иерусалима могли позволить себе роскошь иметь сады в предместьях Иерусалима. Вот один из таких тайных друзей Господа Иисуса Христа и предоставил свой сад, Гефсиманский сад, для того, чтобы его посещали Господь и Его ученики.

Следует отметить, что в той пустыне ненависти, которая сужалась вокруг Господа Иисуса Христа в последние дни его общественного служения, все-таки были оазисы любви: кто-то дал ему ослика для въезда в Иерусалим, кто-то предоставил горницу для совершения Тайной Вечери. И вот какой-то тайный друг дал Ему ключи для того, чтобы Он имел возможность посещать Гефсиманский сад. В ночь Своего предания Господь Иисус Христос со учениками приходит в этот сад, берет с собой ближайших учеников Петра, Иакова, Иоанна, отходит от них на расстояние брошенного камня, и далее начинает молиться: «Авва Отче, аще возможно, пронеси мимо Меня чашу сию. Но впрочем, да будет не воля Моя, а воля Твоя». И далее, как говорит евангелист Лука, «еще более молился, пребывая в борении, так что пот капал с Него, как капли крови».

В евангельском тексте употребляется слово «борение» — по-гречески «агония», или правильнее, «агонИя». Что же такое «агонИя»? Это напряженное борение, это напряженное состязание, отнимающее все силы, и в контексте евангельского чтения оно означает борьбу с ужасающим страхом смерти. И вот  тут нас многое может смутить: как же так, неужели Сын Божий, Бог Воплотившийся, был доступен для смертного страха? И Церковь на это отвечает следующим образом: Церковь исповедует Христа как истинного Бога и истинного Человека, совершенного по Божеству, и совершенного по Человечеству, во всем подобном нам, кроме греха. И поскольку Господь Иисус Христос есть совершенный и истинный Человек, а в данном случае слова «совершенный и истинный» означают не «идеальный человек», а «подлинный человек», то и Он был доступен для тех страстей, так называемых «беспорочных страстей» (о них говорит Иоанн Дамаскин), которые Он воспринял вместе с восприятием природы человеческой. И одна из этих страстей беспорочных — это естественный страх перед смертью, и при том, смертью мучительнейшей.

В гефсиманском борении Христа перед нами открывается еще одна очень важная истина о человеческой воле во Христе. Человеческая воля во Христе была подлинной, полной, независимой, но вместе с тем созвучной с волей Божественной. Поэтому не случайно, претерпевая борение, претерпевая агонию, Иисус Христос молится: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты».

Давайте вдумаемся какой смысл мы вкладываем в слова «да будет воля Твоя», обращаясь к Богу. Эту фразу мы произносим каждый день, читая молитву «Отче наш», но, как правило, мы не вдумываемся в смысл этой потрясающей фразы, прочитываем механически, говорим по обычаю «да будет воля Твоя». Однако порой люди произносят эту фразу, когда оказываются жертвами каких-то обстоятельств непреодолимой силы, какого-то тяжкого искушения, когда у них опускаются руки, наступает разочарование, и тогда человек произносит, почти отчаянно: «ну что ж, да будет воля Твоя…» Иногда эту фразу мы произносим внешне устами, но сердце наше сопротивляется, оно яростно кричит против этого, мы не согласны с волей Божией.

С каким же оттенком, с какой интонацией эту фразу -«да будет воля Твоя»- произносит Господь Иисус Христос? Он ее произносит с выражением удивительного, потрясающего, полного доверия Отцу. Он, Человек Иисус Христос, всецело вверяет себя в волю Отца. И в этом «вверении» Он укрепляется. И нам с вами этот опыт, наверное, тоже знаком. Действительно, достаточно порой сказать от сердца: «Господи, да будет воля Твоя», и внутренне укрепляется дух, внутренне становится легче, возникает некое ощущение цельности, и, самое главное, решимость действовать дальше. Так, и Господь Иисус Христос, будучи и Богом и Человеком, произнеся эти замечательные слова «впрочем, не как Я хочу, но как Ты», укрепился Своим человеческим духом. Он вошел в Гефсиманский сад, испытывая томление и борение, но вышел из него со светлой решимостью пострадать за спасение рода человеческого. И, поднимаясь с молитвы, поднимаясь с колен, Он вместе с тем выступал на битву, битву за наше с вами спасение. Аминь.

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Адрес монастыря
Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45
Проезд: ст. метро "Петроградская"
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →

Паломникам >>