Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Церковь есть вечная истина, потому что соединена с Истиною - Христом и одушевляется Духом Истины: Аз с вами есмь во вся дни [Мф. 28, 20]. Церковь - Тело Его [Кол. 1, 24], говорит Апостол.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Богатырь телом и духом. Священномученик Иларион (Троицкий)

В ленинградской тюремной больнице 28 де­кабря (по н. ст.) 1929 года от сыпного тифа в бреду скончался замечательный профессор-бо­гослов, удивительный проповедник, мужествен­ный и стойкий борец за Церковь Христову, свя­титель Божий, архиепископ Иларион.

Архиепископ Иларион (Владимир Алексеевич Троицкий) был выдающимся богословом и талан­тливейшим человеком. Вся жизнь его — сплош­ное горение величайшей любовью к Церкви Хри­стовой, вплоть до мученической кончины за нее. Вот как писал о владыке Иларионе его соузник по Соловкам — священник Михаил: «Архиепископ Иларион — человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церков­ный проповедник-оратор и певец, блестящий по­лемист с безбожниками, всегда естественный, ис­кренний, открытый: везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью. Большой рост широкая грудь, пышные русые волосы, ясное, светлое лицо. Он останется в памяти у всех, кто встречался с ним. За годы совместного заключения являемся мы свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили. Своими вещами он не интересовался (поэтому кто-то из милосердия должен был все-таки следить за его чемоданом). Этого человека можно оскорбить, но он на это никогда не ответит и даже, может быть, и не заметит сделанной попытки. Он всегда весел и если даже озабочен и обеспокоен, то быстро попытается прикрыть это все той же веселостью. Он на все смотрит духовными очами, и все служит ему на пользу духа. На Филимоновой рыболовной тоне, в семи верстах от Соловецкого кремля и главного лагеря, на берегу заливчика Белого моря мы с архиепископом Иларионом, еще двумя епископами и несколькими священниками, всё заключенными, были сетевязальщиками и рыбаками. <…> Благодушие его простиралось на самую советскую власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами… Но это благодушие вовсе не было потерей мужества пред богоборческой властью. Еще в Кемском лагере, в преддверии Соловков, захватила нас смерть Ленина. Когда в Москве опускали его в могилу, мы должны были здесь, в лагере, отстоять пять минут в молчании. Владыка Иларинон и я лежали рядом на нарах, когда против нас посреди барака стоял строй наших отцов и братий разного ранга в ожидании торжественного момента. “Встаньте, все-таки великий человек, да и влетит вам, если заметят”, — убеждали нас. Глядя на владыку, и я не вставал. Хватило сил не склонить голову пред таким зверем. Так благополучно и отлежались. А владыка говорил: “Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество”. Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными. Он был самою популярною личностью в лагере, среди всех его слоев.

Святой%20Иларион%20(Троицкий),%201923Мы не говорим, что генерал, офицер, студент и профессор знали его, разговаривали с ним, находили его или он их, при всем том, что епископов было много и были старейшие и не менее образованные. Его знала “шпана”, уголовщина, преступный мир воров и бандитов именно как хорошего, уважаемого человека, которого нельзя не любить. На работе ли, урывками, или в свободный час его можно было увидеть разгуливающим под руку с каким-нибудь таким “экземпляром из этой среды. Это не было снисхождение к младшему брату и погибшему. Нет. Владыка разговаривал с каждым, как с равным, интересуясь, например, “профессией”, любимым делом каждого. “Шпана” очень горда и чутко самолюбива. Ей нельзя показать пренебрежения безнаказанно. И потому манера владыки была всепобеждающа. Он как друг облагораживал их своим присутствием и вниманием.

Он был заклятый враг лицемерия и всякого “вида благочестия”, совершенно сознательный и прямой. В “артели Троицкого” (так называлась рабочая группа архиепископа Илариона) духовенство прошло в Соловках хорошее воспитание. Все поняли, что называть себя грешным или только вести долгие благочестивые разговоры, показы­вать строгость своего быта не стоит. А тем более думать о себе больше, чем ты есть на самом деле.

В конце лета 1925 года из Соловецкого лаге­ря архиепископ Иларион вдруг неожиданно был изъят и отправлен в Ярославскую тюрьму. Ве­сною 1926 года архиепископ Иларион опять был с нами. Тюремные новости его касались исключи­тельно его разговоров с агентом власти, верши­телем судеб Церкви, посещавшим его в тюрьме.

Агент склонял архиепископа присоединить­ся к новому расколу.

— Вас Москва любит, вас Москва ждет…

Но когда владыка остался непреклонен и об­наружил понимание замыслов ГПУ, агент сказал:

— Приятно с умным человеком поговорить… А сколько вы имеете срока в Соловках? Три года?! Для Илариона три года?! Так мало?!

Действительно, к концу первого трехлетия он получил еще три года…

…Призванье ученого он ощутил в себе в дни самого раннего отрочества. Семилетним мальчи­ком он взял своего трехлетнего младшего брата за руку и повел из родной деревни в город учить­ся. И когда братишка заплакал, он сказал: “Ну, оставайся неученым”… Их обоих вовремя родители препроводили домой. За все же годы своего учения, начиная с духовного училища и кончая академией, Троицкий никогда не имел ни по одно­му предмету оценки ниже высшего балла (пяти).

ilarion-troitkiЗа время своего святительства (с 1920 года) он не имел и двух лет свободы. До Соловков он был один год в ссылке в городе Архангельске. С па­триархом в Москве он поработал не больше полугода. С 20 декабря 1923 года он уже имел при­говор в Соловки и прибыл в Кемский лагерь за неделю до Рождества. Здесь, увидев весь ужас ба­рачной обстановки и лагерную пищу, всегда жиз­нерадостный и бодрый, сказал: “Отсюда живыми мы не выйдем”. В Соловецком лагере он пробыл шесть лет, но все же живым не вышел из своего заключения».

Бог возжелал иметь этого безупречно чистого человека у Себя святым и взял его к Себе в благо­потребное время, предоставляя делать дальней­шие ошибки, грехи и преступления тем, кто на это был способен и ранее.

О последних днях архиепископа Илариона другой священник, быв­ший вместе с ним в Соловецком ла­гере, сообщал:

«До самого 1929 года он находил­ся в Соловках. Но вот большевики решили сослать архиепископа Ила­риона на вечное поселенье в Алма-Ату, в Среднюю Азию.

Владыку повезли этапным по­рядком — от одной пересылочной тюрьмы до другой. По дороге его обокрали, и в Петербург он при­был в рубище, кишащем паразитами, и уже больным. Из Ленинградской тюремной больницы, в которую он был помещен, владыка писал: “Я тяжело болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге в субботу, 15 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу… ”

Когда ему в больнице заявили, что его надо обрить, владыка ска­зал: “Делайте со мною теперь что хотите”. В бреду говорил: “Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет…”»

28 декабря (по н. ст.) 1929 года владыка Иларион скончался…

Ночью из тюрьмы в простом, наскоро ско­лоченном гробу тело почившего архиепископа Илариона было выдано для погребения ближай­шим родственникам. Когда открыли гроб, никто не узнал владыку, отличавшегося высоким ро­стом и крепким здоровьем. В гробу лежал жалкий старик, обритый, седой. Одна из родствен­ниц упала в обморок…

Митрополит Серафим (Чичагов) принес свое белое облачение, белую митру. По обла­чении тело владыки положили в другой, луч­ший гроб.

Отпевание совершал сам митрополит в сослужении шести архиереев и множества духовенства. Пел хор. Похоронили владыку в питерском Новодевичьем монастыре.

Так отошел в вечность этот богатырь духом и телом, чудесной души человек, наделенный от Господа выдающимися богословскими дарованиями, жизнь свою положивший за Церковь Христову.

Священномученик Иларион канонизиро­ван 10 мая 1999 года. Его святые мощи почи­вают в московском Сретенском монастыре, где он был последним настоятелем перед закрыти­ем обители.

51385

Публикуется по книге «Непознанный мир веры»
М.: изд-во Сретенского монастыря, 2014 г., стр. 143-149
Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Почтовый адрес монастыря
197022 Санкт-Петербург, а/я № 2
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →

На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Политика конфиденциальности
Я согласен