Ко дню прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского предлагаем вниманию читателей мысли дорогого Батюшки о грехе, покаянии и Причащении Святых Таин.
О ГРЕХЕ И ПОКАЯНИИ
***
Когда молишься о прощении грехов своих – укрепляйся всегда верою и упованием на милосердие Божие, готовое всегда прощать грехи по искренней молитве. И всячески бойся, как бы не запало в сердце отчаяние, выражающееся тяжелым унынием сердца и принужденными слезами. Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были; лишь бы только искренно ты каялся в них!
***
Что значит поемое часто в церкви: Господи, помилуй? Это вопль виновного и осужденного на казнь, просящего помилования у раздраженного правосудия. Мы все повинны вечному проклятию и вечному огню за свои бесчисленные грехи, и только благодать Господа Иисуса Христа, ходатайствующего о нас перед Отцом Небесным, спасает нас от вечного наказания. Это вопль кающегося и изъявляющего твердое намерение исправиться и начать новую жизнь, подобающую христианину. Это вопль грешника кающегося, который готов сам миловать других как безмерно помилованный и милуемый Богом, Судией дел его.
***
Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, значить сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, значит всею душою желать исправления и заглаждения их. И в то же время сознавать, что сам по себе не можешь исполнить заповедей Господних, а только хочешь этого. Поэтому в свидетельстве духовника говорится: «Аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним (Господом) вся, елика речете ми». Священники на Страшном Суде будут свидетелями пред Спасителем о покаявшихся грешниках, что они раскаялись или не раскаялись в тех или других грехах, и покаявшиеся будут прощены.
***
Сколько раз на всякий день я умираю грехами, и сколько – воскресаю из мертвых каждый день через веру, покаяние и тайную молитву! Сколько щедрот Господа моего, милости и долготерпения вижу в себе каждый день и час! О, благость Божия несказанная, превосходящая ум и слово!
***
Глубоко скорблю, плачу и рыдаю об ужасной язве греха, растлевающей человечество, бедствующее неизмеримо, неописанно, многообразно, — о прелести греха, которою пленяется человечество и работает ему, и даже хвастает своею работою и утешается, как какою прибылью. Но вместе радуюсь и торжествую, и рукоплещу, когда помыслю и воображу ту Божественную помощь, которая подается нам волею Создателя в даровании великого Спасителя и Бога всему человеческому роду и в насаждении на земле Церкви Божией, спасающей род человеческий чудной благодатиею Божией.
***
Человеческая душа сотворена по образу и подобию Божию – высочайшая честь и достоинство. Ей были врождены святость и свет, правота, простота, благость, молитва, любовь к Богу пламенная. Бог Сам обитал в первых людях до их постыдного и пагубного падения. Дух Святой украшал их, просвещал, утешал. Через падение душа совершенно изменилась: стала грешна, мрачна, лукава, самолюбива, а не боголюбива, плотоугодлива, горда, зла, завистлива, непослушна, нелюбовна, корыстолюбива, блудлива. Но ей предоставлено покаяние как обольщенной, окраденной от павшего человекоубийцы-диавола. И она может светло восстать от своего падения благодатью и щедротами Божиими.
О БОРЬБЕ С ГРЕХОМ И ОЧИЩЕНИИ СЕРДЦА
***
Сердце наше – поле, заросшее сорною травою и не могущее произращать пшеницы жизненной – плодов веры и добродетели. Надо непрестанно вырывать эту сорную, бесчисленную траву и очищать сердце постоянным вниманием к себе, самоиспытанием, самоосуждением, самоудручением, самобичеванием, слезами, упражнением во всякой добродетели, особенно в молитве усердной – день и ночь, чтением Священного Писания, пением псалмов, писаний святых отцов. Святые всю жизнь трудились над очищением сердца… Что же ты спишь, душа моя, и не очищаешь себя на всякий день? Воспряни, делай даже до конца!»
***
Нужна усиленная борьба, война с грехом; необходимо постоянное противодействие прелести (увлечению) и насилию греха, самоотвержение и распятие своего самолюбия во всех его бесчисленных видах; памятование о своем образе Божием в душе и необходимости стремления к первообразу своему Богу, без которого мы – мертвы, окаянны, бедны, нищи, слепы, наги. Самый важный вопрос должны мы решить все: что нам делать, чтобы жить? Ответ нам на него произнес Сам Жизнодавец и Бог: «Если хочешь жить, соблюди заповеди» (см.: Мф.19:17).
***
Будем учиться искусству из искусств – воевать с грехом, с самым лукавым и сильным врагом нашим. Но наперед говорю: никто не надейся на свою силу или разум, чтобы победить этого врага: нет, он сильнее всех нас! На силу Божию будем надеяться, на силу Христа Спасителя нашего, победившего за нас врага нашего диавола и даровавшего нам имя Свое, крест Свой, благодать и силу Свою для победы над врагом. Он научает руки наши на ополчение и персты наши на брань (см.: Пс.143:1).
***
«Несть наша брань к плоти и крови, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего» (Еф. 6, 12)… Жизнь наша на земле – война, непрестанная война: ибо непрестанно воюют невидимые враги, через бесчисленные наши страсти; воюет и сама плоть наша, подверженная страстям, воюет мир прелюбодейный и грешный своими соблазнами, неправдами; борет нас плоть наша: самолюбием, самоугождением, леностью к молитве и ко всякому доброму делу, лицемерием, лукавством, двоедушием, сладострастием, блудными помыслами и вожделениями, злобой, злопамятством, злорадством, завистью, недоброжелательством, раздражением, унынием, ропотом, малодушием, ложью, обманом, неправдою, хульными помыслами, страстью к осуждению других, невоздержанием, пьянством, чревоугодием, любостяжанием, корыстолюбием, неверием, вольнодумством, непокорностью, непослушанием, стремительностью, рвением и понуждением ко всякому греху, холодностью и отчуждением от всякого добра.
Потому Спаситель наш говорит в Евангелии: Царствие Небесное силою берется и усильные искатели приобретают его. Но мы должны всегда верить и помнить, что с нами Бог, невидимый Помощник и Соратник против всякого греха, всемогущий наш Защитник и Победитель врагов наших, – с нами Владычица Богородица, Взбранная Воеводе наша; с нами Ангелы Хранители; с нами все угодники Божии, молитвами своими ходатайствующие за нас у Господа, и житием своим поучающие нас непрестанно всячески противиться греху, молиться, внимать себе и бодрствовать непрестанно и побеждать грех благодатью Христовой.
О ЧАСТОМ ПРИЧАЩЕНИИ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАИН
***
Господь верно достигает Своей цели обновления нашего растленного грехом естества чрез Свои пречистые животворящие тайны Тела и Крови. Если я достойно причащаюсь, я видимо обновляюсь, оживаю после смерти греховной: в моем уме – необыкновенный свет; в сердце – «мир, радость о Духе Святом»; я познаю опытом благое иго и легкое бремя моего Господа, животворно касающегося умерщвленной души моей.
***
Чудно обновляюсь я Божественными Тайнами Тела и Крови Христовых всякий день даже доселе – до 70 года моей жизни. И как бы не стареюсь, сохраняюсь благодатию свежим и бодрым в душе и теле. Благодарю, благодарю, благодарю за сие и за все милости Господа нашего Иисуса Христа. А сколько сил Его, сколько побед совершено Им во внутреннем моем мире – нет числа! Слава, слава, слава Богу в Троице!
***
Наглядное доказательство истины слов Спасителя: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин.6:56). Я ежедневно с благоговением совершаю литургию и причащаюсь Св. Таин. И вот плоды этого причащения: очищение, освящение, обновление, победа над страстями, мир душевный, свобода, дерзновение, «радость о Дусе Святе»; молитва о себе и о других, сопровождаемая чудными действиями внутри и во вне и в душах многих: исцеление от просфор и от всего, что я пью и ем, и даю другим приемлющим с верою; животворность благословения, преподаваемого рукою моею, радость общения в молитве и беседах с людьми.
***
Благодатию пречистых Таин я стою и хожу право и не возвращаюсь ко злу, если буду бодрствовать над собою: так хорошо причащаться! Но не принимая Их значительное время, я становлюсь удобопреклонен ко злу и диавол легко овладевает мною.
***
Бедствие для души долго не причащаться Св. Таин: душа начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не сообщаемся со своим Жизнодавцем.
***
Как же к ней (к Литургии) христиане относятся? Большей частью – с обыкновенной холодностью, невниманием, равнодушием. Причащаются Св. Таин весьма редко, как бы по необходимости и по заведенной привычке, раз в год! Чего же они лишают себя! Какого Божественного сокровища бесценного, какого бессмертного животворящего дарования Божия! Какой помощи Божией! Вот от чего нет истинной жизни в христианах православных, жизни по Духу Христову. Вот почему умножились пороки и бедствия!
МЫ ПРИЗВАНЫ К СВЯТОСТИ
Неблагонадежный, неистинный тот христианин, который не хочет, не надеется и не старается быть святым, – как неблагонадежен и тот воин, который не хочет, не надеется и не старается быть победителем. Мы все, возлюбленные братия, можем и должны быть святыми! – не своею силою и заслугами пред Богом, – нет; а силою благодати Божией; а благодать «комуждо – сказано, – дадеся нам» (Еф.4:7); то есть дана каждому из нас; и (можем) – заслугами Христовыми.
***
Да! Мы можем быть святыми; и действительно бываем уже святыми и в этой жизни – хотя ненадолго – тогда, когда достойно причащаемся Святых, Пречистых и Животворящих Таин Христовых. О, тогда мы несомненно бываем святы святостию Христовою; и душа наша паче снега убеляется Кровию Христовою.
Поэтому причащайся, каждый, чаще, причащайся достойно: и ты будешь часто возвращать теряемую святость; будешь часто обновлять растлеваемое грехом естество свое; и мало-помалу сделаешься святостью и по собственному расположению, возбуждаемому и поддерживаемому благодатию Христовою.
***
Да, непременно сделаешься святым, – если не будешь жить в духовной дремоте и бездействии, а будешь деятельно воевать на страсти и на врага бесплотного, ежедневно усиливающегося поджигать нас страстями и пристрастиями житейскими.
***
Святость не есть завидная доля одних только апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех святых, – а прекрасная доля всех нас.