Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Все силы и чудеса совершает Дух Святый. Тем же Духом подаются иному силы, другому действия сил. Ты только говори с верою, совершение слова не твоя забота, а Духа Святого.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Слово на Евангельское чтение в Неделю 5-ю по Пятидесятнице. 5 июля 2015 г. Протоиерей Димитрий Галкин.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Существует сила, которой издревле боялся человек, которая всегда всевала ужас своей безжалостностью, сила, которая пугала также и своей таинственностью, ибо эта сила древняя, как мир, а скорее всего древнее нашего видимого мира. Эта сила демоническая. Она всегда пугала человека, и, конечно же, существует некий парадокс: как случилось так, что ангелы, существа, которые были призваны быть в союзе с Богом, исполнять Его волю, служить Ему, возрастать в любви – часть этих ангелов от Бога отпала. Отпала та часть, что свою свободную волю перенаправила против воли Божией и сделалась духами тьмы, духами злобы, духами разрушения. Очевидно, это та, самая высокая цена за свободу, которую Господь даровал Своим творениям. И вот эти самые падшие духи вторглись с Божие творение, попытались его исковеркать, изувечить, эти падшие духи имеют возможность влиять и на человеческое сознание, а порой, в некоторых случаях даже овладевать им. Таких несчастных людей мы называем бесноватыми. Об этом и было сегодняшнее Евангельское чтение.

Господь Иисус Христос, приплыв в страну Гергесинскую встретил двух бесноватых, которые были настолько страшны видом, что люди боялись проходить в тех местах. Можно представить, что и у учеников Христовых при виде этих несчастных людей возникло вполне естественное желание – убежать. Но Учитель оставался на месте. Остались с Ним и ученики. И вот  в присутствии Господа Иисуса Христа бесноватые ведут себя не так, как обычно: ведут себя злобно, но вместе с тем покорно. Один из бесноватых восклицает: «Что Тебе, Иисус, Сын Божий? Ты пришел мучить нас прежде времени». В этой короткой фразе содержится целое богословие. В самом деле, оказывается, бесы прекрасно знают, Кто перед ними стоит. Для людей тайна мессианства Христа оставалась тайной, а вот бесы знают, Кто перед ними стоит. Но вместе с тем открывается и нечто более важное: оказывается, бесы прекрасно знают о своей вечной участи. Эта участь, в конечном итоге, – вечная погибель. Как говорит книга Апокалипсис, «их участь — огненное озеро». И возникает вопрос: а почему же бесы, зная о своем неизбежном конце, о том, что рано или поздно они будут помещены в состояние богоотриновения, рано или поздно они окажутся в местах тяжкого мучения, почему они не покаются? Мы прекрасно знаем, что милосердие Божие бесконечно, не существует грехов, которые Бог не мог бы простить. Почему же эти падшие ангелы, эти демонические сущности не принесут покаяния Богу и не восстановят с Ним союза любви. Это загадка, это парадокс. На этот вопрос не существует какого-то связного и логичного ответа. Это тайна. Можно лишь постараться ее отчасти прокомментировать. Очевидно, демоны настолько укоренились во зле, настолько глубоко в нем утвердились, настолько гордыня обуяла их, что они не то что не могут, они не хотят покаяться. Их воля, направленная против воли Божией, оказалась как бы парализованной. Теперь они себя противопоставляют Богу. Становится понятным: невозможно говорить о спасении мира, об исцелении его, пока в нашем мире действуют эти самые демонические сущности. Поэтому, когда Господь Иисус Христос изгоняет демонов (а Евангелие описывает множество случаев изгнания нечистых духов, исцеления бесноватых), этим Он совершает не просто поражающее  воображение чудо, эти изгнания одновременно являются знамениями, знаками, указующими на то, что в мир наконец-то пришел Спаситель, Который имеет власть над нечистыми духами, Который пришел очистить Свое творение. Мы с вами прекрасно понимаем, что окончательное очищение, освобождение творения Божия совершится в конце времен. Поэтому и сейчас сатана и его клевреты имеют, пусть ограниченную, но все-таки власть. Но очень важно понять, что эта власть ограниченная, и сегодняшнее Евангельское чтение в ярких, драматичных образах живописует власть Бога над демонами. В самом деле, демоны покорно просят Христа не изгонять их в бездну, то есть место мучения, а просят войти в свиное стадо, и потом свиньи, сошедшие с ума, с диким визгом, воплем низриваются с берега в море. Вот такая яркая картина беснования и вместе с тем — освобождения.

Возникает вопрос: как нам, христианам относится к присутствию в мире этой демонической силы? С одной стороны, мы понимаем, что Господь Своим Крестом попрал силу диавола. Об этом говорит Церковь, церковные песнопения, молитвы. Действительно, христианам дарована, как говорит евангелист Матфей, власть попирать змей и скорпионов и всю силу вражию, под этим понимаются не реальные змеи и скорпионы, а демонические сущности. Но вместе с тем конец света еще не наступил, и сатана пока имеет еще свободу и простор действовать в рамках нашего бытия. И как же нам от этого защищаться?  Вопрос, который часто задают священникам, как защититься от порчи и сглаза, например. Иногда предлагают прочесть какое-нибудь контр-заклинание. Но это не тот путь, к которому нас призывает Церковь. Как ни странно, среди огромного литургического богатства Церкви, колоссального количество молитв церковного Богослужения, церковного обихода фактически нет молитв от порчи и сглаза. Это вполне естественно, поскольку Церковь нам предлагает совершенно другой путь: если вы хотите почувствовать себя свободными, освобожденными от влияния этой страшной демонической силы, просто вступите в церковную ограду, станьте сонаследниками Царствия Божия, станьте членами Церкви, говорит нам Господь. И таким образом мы освободимся от влияния этих духов зла, которые находятся вне церковной ограды. Доверьтесь Богу, и Он защитит Вас. К этому призывает нас с вами Святая Церковь.

Конечно, ни в коем случае не надо недооценивать силу демоническую. С одной стороны, для того чтобы победить сатану, Сам Господь Иисус Христос, Сам Воплотившийся Бог, должен был распяться и умереть. Но с другой стороны панически бояться этих демонических сущностей, цепенеть перед ними – это недостойно христианина. Это как бы ответ на вопрос, чему человек доверяет больше: всемогущей, спасающей силе Божией или же цепенеет перед падшими духами. Ответ, думается, очевиден.

Мы, христиане, идем путем непростым, многотрудным, мы призваны нести свой крест, но в конце этого пути сияет Солнце Надежды, Солнце Правды — Господь Иисус Христос, наше Упование и Спасение. Аминь.

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Почтовый адрес монастыря
197022 Санкт-Петербург, а/я № 2
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →

На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Политика конфиденциальности
Я согласен