Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его, а ненависть мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя, - тот глупее всех глупцов.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

«Ширшая Небес». Старец Ефрем Филофейский

8

Дорогие чада!

Cкажем сегодня несколько слов в честь Божией Матери, Которую наша Православная Церковь прославляет и возносит превыше Херувимов и Серафимов, а еретики низводят до последней степени унижения.

Когда Богородица встретилась с матерью чест­ного Предтечи, святой Елизаветой, то в том числе сказала ей и такие слова: «Отныне ублажат Мя вcu роди»(Лк.1:48), — то есть: с нынешнего дня и в будущем все роды людей, которые уверуют в Господа, будут ублажать Меня за честь, оказанную Мне Богом и Отцом, стать Матерью Его Сына. Какая честь для Женщины!

В наши дни много говорится о равенстве полов, мужчин и женщин. Но борьба за женское равен­ство и так называемое феминистическое движе­ние опоздали. Христианство уже двадцать веков, как решило эту проблему. Как? Уничтожило раз­личия! Оно воздало женщине равную с мужчиной честь. И более того — воздало одной Женщине та­кую честь, которой не имел, не имеет, и не будет иметь ни один мужчина. Женщина эта есть Пре­святая Богородица.

В христианстве, в Церкви, людей оценивают, исходя не из пола, социального положения, уров­ня образования, финансового достатка, одарённо­сти и т. д. Людей различают и оценивают по одно­му единственному признаку — признаку святости. Для Бога нет мужчин и нет женщин, есть только грешники и кающиеся, нечестивые и благочести­вые, святые и святейшие.

В день Успения Пресвятой Богородицы по­читается самый Святой Человек, самая Святая Женщина — Божия Матерь. Богородица пребы­вала неповреждённой в жизни и в смерти осталась нетленной. Рождение Сына не повредило Её девства, грех не повредил Её душу, а смерть не повредила Её тело. Как Тело Христово не было повреждено Крестной смертью, так осталось не­повреждённым и тело Богородицы. Умерло, но осталось нетленным.

Если в Православной Церкви сохраняются не­тленные тела Святых, которые мы почитаем, то тем более должно было остаться нетленным бого­приемное тело Матери Господа и Бога нашего. Но возможно ли было этому телу остаться в земле? Нет. Оно было перенесено на Небо. В юности Пре­святая Богородица была введена в Святая святых храма Соломонова, а в Успении Своём Она Своей пречистой, прекрасной душой и преславным нетленным телом вошла в Святая святых на Небесах.

Если смерть для других людей означает тление тела, то для Пресвятой Богородицы Успенье Её стало живоносным.

Конечно, все верующие преобразятся во время общего воскресения, но для Божией Матери пре­ображение уже произошло, спустя три дня после Её погребения. То есть, Её отход ко Господу стал началом Её второго бытия, вечного и по душе, и по телу. Невозможно было смерти удержать Ту, Кто «Вся с Богом соединилась».

Высоту Божией Матери мы явно видим в празд­нике Успения. Кто возвысил Её и почтил? Сын Её Бог и Спаситель мира. Если Предтечей в земном пути Господа Иисуса Христа был Иоанн Крести­тель, то Предтечей в Небесном пути Божией Ма­тери стал Сам Христос. Он победил смерть и со Своим нетленным и Божественным Телом вознёс­ся на Небо, став Предтечей Богородицы. Христос, Первенец мёртвых, возшёл на Небеса, чтобы уготовить путь туда верующим. Об этом гово­рит апостол Павел: «Идеже предтеча о нас вниде Иисус, по чину Мелхиседекову первосвященник быв во веки» (Евр.6:20).

Богородица приняла в Своей утробе Богочело­века, Сына и Слово Божие, Который воспринял от Неё человеческую природу и соединил со Своим Божественным естеством в Своей ипостаси. Хрис­тос принимает Её на Небеса всю, с душой и те­лом. Божия Матерь, приняв Богочеловека Хрис­та в Свою утробу, сделалась Ширшей Небес… Она приняла Христа, носила в Своей утробе и родила. Теперь Христос принимает на руки святую душу Богородицы, Своей Матери. И слышим слова свя­того Иоанна Дамаскина, который говорит: «Как Слово Божие, по неизреченному благоутробию сыном Ее соделаться соблаговолившее, владычними руками сию всесвятую, божественнейшую и священную душу Своей Матери принимает!» Богородица заботилась о Христе, пока Он был Ча­дом. Теперь Сын принимает Свою Мать как Цари­цу на Небесах. «Предста Царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена»» (Пс.44:10)

Почтили Богородицу святые апостолы. Они тут же собрались в Иерусалиме на погребение тела Бо­городицы и Матери своего Учителя. Согласно Пре­данию они собрались со всех концов вселенной. И пусть ни у кого не возникает сомнения относи­тельного того, как они собрались. Апостолы — это орлы Духа. Как они прошли по всему миру? Кто дал их ногам крылья, чтобы они дошли до пределов земли? Сила Божия! Та же сила берёт теперь апос­толов и собирает их со всех концов мира в Иеруса­лим. Тот, Кто дал огненную колесницу Илие Фесвитянину, на которой он вознёсся на Небо, Кто взял апостола Филиппа и перенёс из Газы в Азот, как сказано в «Деяниях», Тот и послал за каждым апос­толом отдельный экипаж, не такой, на которых мы ездим, но в виде светлого облака, и оно перенесло каждого из них в Иерусалим.

Почтили апостолы Матерь Господа и в изумле­нии на третий день увидели, что тела Её в гробу в Гефсимании нет. Так почтили Пресвятую Бого­родицу и Ангелы небесные: они приняли Её по Успении, торжественно встретили и провели по Небесным обителям. В изумлении видят они, как поднимается Пречистая Дева превыше Херуви­мов и Серафимов — точно по словам величания: «Честнейшую Херувим и славнейшую без срав­нения Серафим». Удивляются Ангелы! Впервые они видят, что человек с телом входит и прослав­ляется в Царствии Небесном!

Как удивлялись они во время Вознесения Хрис­та, когда видели, что возносится Бог и Человек, со­единённый в одну Богочеловеческую ипостась — ведь сходил для воплощения один только Бог — так изумляются теперь, видя переход на Небо Божией Матери. До этого момента они привыкли принимать одни только спасённые и искупленные души святых. А теперь они принимают и тело, Пречистое тело Божией Матери, которое не удер­жали «гроб и умерщвление». Как мы удивлялись, наблюдая за первым астронавтом, когда он ступил на Луну, так изумились и Ангелы, увидев, что нога человека ступила во Святая Святых на Небе. Божия Матерь — это первая Женщина-«астронавт», Которая поднялась выше самих Ангелов.

Наконец, Божию Матерь почитает народ, бла­гочестивый и верующий народ, особенно гре­ки. Богородице посвящено больше всего храмов и монастырей. Перед иконами Божией Матери, византийскими (византийская иконопись при­знана догматическим свидетельством Церкви) зажигается больше всего свечей. К Божией Мате­ри обращаются в тяжкие минуты скорбящие. По­токи слёз проливаются перед Её святыми икона­ми. Любовь к Божией Матери утверждена глубоко в сердце нашего православного народа.

Благословенные мои христиане, я показал вам, кто почитает Божию Матерь. Но есть и те, кто Её не почитают, а наоборот, бесчестят Её Лик.

Во время погребения Божией Матери произо­шло одно событие, о котором рассказывает святой Иоанн Дамаскин. Как вы знаете, святой Иоанн Дамаскин был великим подвижником; его пещера находится в монастыре Святого Саввы Освящен­ного в Палестине. Итак, святой Иоанн Дамаскин говорит, что, когда апостолы и верующие первой Церкви несли на одре тело Божией Матери к месту погребения, то подбежал один еврей и хотел сбро­сить его на землю, но не успел. Как только он кос­нулся тела Богородицы, Ангел невидимо отсёк ему руки, и они остались висеть на одре. Увидев такое чудо и ощутив страшную боль, еврей покаялся и попросил прощения у Божией Матери; и произо­шло чудо: отсечённые руки приросли.

Тогда Богородицу оскорбил один. Сегодня Её бесчестят многие. Слышите? Антихристы-иеговисты не верят в Божию Матерь. Говорят, что была просто Мария, словно речь идёт о какой-то их со­седке тёте Маше. Вот до какой степени унижают!

Еретики-протестанты принимают именование «Богородица», но не принимают приснодевства Богородицы — другая хула. Небесный бриллиант бросают в грязь чувственной любви и плотского смешения, согласно их хульному учению.

Мы видим и слышим, как некоторые обезумев­шие православные «свидетельствуют», что якобы видят Божию Матерь и Она диктует им разные послания. Речь идёт о так называемых «просвещён­ных». Эти безумцы хотели бы влагать в уста Бого­родицы свои собственные глупые измышления.

И ещё кое о чём мы должны горько рыдать. Тысячи, сотни тысяч греков ежедневно отверза­ют, словно ад, свои уста и произносят страшные хулы на Пресвятую Дочь Назарета. Назову одну достоверно известную мне цифру. Из десяти муж­чин, возможно, только двое не хулят имя Божией Матери и Христа, остальные восемь точно делают это. Вот и посчитайте: из миллионов мужчин (не учитываем здесь женщин и детей) сколько оскорб­ляют Матерь Бога нашего?

И ещё посмотрите: как женщины оскорбляют Божию Матерь своим вызывающим внешним ви­дом в летнее время. С одной стороны, поклоняют­ся иконе скромной Девы, а с другой, — искушают и толкают окружающих на грех своим вызывающим видом. Это даже не считается за грех, который нужно исповедовать.

Божия Матерь, конечно, очень огорчается таким нечестием народа. Верные, покаемся, почтим до­стойным образом Божию Матерь; с болью и любо­вью о ближнем и о себе самих будем просить: «Пре­святая Богородица, спаси нас, чад Твоих!» Аминь.

Старец Ефрем, игумен монастыря Филофей на Святой Горе Афон

«Искусство спасения. Беседы. Том первый»

М.: «Святая Гора»,  2012 г., стр. 399

Вверх ↑
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Политика конфиденциальности
Я согласен