Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его, а ненависть мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя, - тот глупее всех глупцов.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Протоиерей Вячеслав Резников. «О пшенице Господней». Поучение в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Однажды на пути в Галилею Господь Иисус Христос остановился у колодца близ города Самарии.

Когда ученики пошли “в город купить пищи”, к колодцу за водой пришла женщина, и Господь заговорил с ней.

Ученики вернулись, а женщина ушла, и Господь сказал: “Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве”. Господь сказал так, потому что немногие вопросы, заданные самарянкой, немногие слова, ею сказанные, — напоминают спелые зерна, уже готовые отделиться от колоса и войти в Господню житницу.

Разговор начался с того, что Иисус попросил пить. И другая просто дала бы Ему воды, не рассуждая, кто Он, и какой веры. Но эта удивленно спросила: “Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, — самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются”. Этот вопрос первым зерном в Господню житницу, потому что обнаружил, есть для самарянки нечто высшее телесных потребностей, есть религиозные законы. Она искренне удивлена, как может этот серьезный, благочестивый человек нарушать их?

Если бы женщина просто дала Ему воды, то разговор не возник бы. А теперь — Господь продолжает: “если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду…”

Женщина удивилась: “Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у тебя вода?..” — в этих словах еще нет ничего особенного, но тут же она прибавила: “Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?” А это уже второе зерно в житницу Господню: женщина с благодарностью помнит о своих корнях, о своих праотцах, помнит, от кого что унаследовала.

Но вот Господь говорит ей нечто более трудное для понимания. Он говорит, что здесь, в пустыне, у Него Самого есть живая вода, и кто будет ее пить, “тот не будет жаждать вовек”, и вода эта сделается в нем “источником воды, текущей в жизнь вечную”. Женщина не поверила и шутливо попросила: “Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать”.

Но Господь сразу поставил ее на место: “пойди, позови мужа твоего и приди сюда”. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: “правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе”.

Тут женщина сразу поняла, с Кем имеет дело, и воскликнула: “Господи! вижу, что Ты пророк”.

Пророку открыто больше, чем другим, и пророка спрашивают о главном. О чем же спрашивает самарянка? — “Господи!.. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме”. И это — третье зерно в житницу Господню, потому что далеко не для всех главный вопрос жизни, — где и как нужно служить Богу.

Господь открывает, что приближаются времена, когда все “истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине”. И женщина сразу говорит Ему на это: “знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все”. — Здесь женщина обнаружила свое сокровенное ожидание грядущего Спасителя мира, и что все ее благие чаяния связаны именно с личностью ожидаемого Спасителя. Это — четвертое зерно.

Господь на ее слова прямо сказал: “Это Я, Который говорю тобою”. Женщина и тут обнаружила новое, пятое зерно свое духовной зрелости: едва услышав последние слова, она, ничего более не говоря, оставила все, быстро “пошла в город, и говорит людям: Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?”

Ученики, между тем, принесли еду и “просили Его, говоря: Равви ешь”. Но Иисус сказал: “У Меня есть пища, которой вы не знаете. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его”. А в чем эта воля? — Впоследствии Господь не раз говорил: “Воля же Пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал ничего не погубить, но все то воскресить в последний день” (Ин. 6, 39). И еще говорил: “Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих” (Мф. 18, 14).

В Самарянке Господь нашел такую душу, которая, хотя и была еще во мраке неправой веры и неправедной жизни, но едва луч Христова света коснулся ее, весь мрак тут же рассеялся. И она, до сих пор чужая, в один миг стала ближе тех, кто казался своими…

Ученики принесли есть, но Господь не мог и думать о телесной пище; Он уже напитался беседой с самарянкой, потому что истинная пища для Его премудрости и благости — вопрошания жаждущей истины души.

______________

«Полный круг проповедей на ежедневные апостольские и евангельские церковные чтения Протоиерея Вячеслава Резникова»

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Адрес монастыря
Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45
Проезд: ст. метро "Петроградская"
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →