Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Ведущие духовную жизнь видят сердечными очами, как кознодействует диавол, как руководят Ангелы, как Господь державно попускает искушения и как утешает.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Протоиерей Димитрий Галкин. Слово после всенощного бдения в праздник Собора двенадцати апостолов

Сегодня мы чтим соборно двенадцать апостолов Христовых. Надо сказать, что из названия праздника мы с вами можем сделать вывод, что почитаем собрание апостолов. Это не совсем точно. Дело в том, что более точный перевод с греческого названия этого праздника означает то, что мы совершаем соборную память апостолов.  И праздник этот является очень и очень древним. Он восходит еще к эпохе Константина Великого. Константин Великий, переселившись на восток Греко-Римской империи, как вы знаете, основал город Константинополь, и там в числе прочих зданий он заложил соборный храм в честь двенадцати апостолов. И долгое время именно этот храм был главным кафедральным храмом Константинополя. В этом храме были сооружены 12 символических гробниц – гробниц апостолов. В этих гробницах были положены частицы святых мощей апостолов,  конечно же не всех, но тем не менее, эти гробницы были основной духовной достопримечательностью этого храма. Кстати, император Константин Великий назван равноапостольным, прежде всего потому что он был потом похоронен в этом храме и его могила находилась в ряду этих символических могил апостолов.  В чем же был смысл этой постройки? Дело в том, что император Константин Великий ощущал новооснованную столицу Константинополь как краеугольный камень новой нарождающейся христианской цивилизации. И в этом ожидании он не ошибся. Поскольку Церковь Христова созидается на основании апостолов, то неслучайно, что в главном храме города Константинополя в то время были положены мощи святых апостолов и устроены гробницы святых апостолов.

Надо сказать, что служение апостольское было в высшей степени уникальным, а именно апостолы были самовидцами Господа Иисуса Христа. Они имели счастье с Ним беседовать, слышать Его наставления, воспринимать Его речь, видеть Его походку, слышать Его дыхание, то есть воспринимать Его всего целиком. Они были свидетелями распятия Господа Иисуса Христа, и самое главное, они были свидетелями Воскресения Христова. Христос им являлся неоднократно, и Его они могли видеть и ощущать в непосредственном своем опыте. Этот самый опыт и лег в основу христианского предания, на основании которого было написано христианское Священное Писание — Новый Завет, которым мы с вами питаемся, которым мы живем и благодаря которому мы и знаем о Христе.

Возникает вопрос: как бы нам хотелось бы тоже быть самовидцами Господа Иисуса Христа, разделить этот апостольский опыт. Как кажется, это невозможно, но в Церкви, именно в Церкви как в мистическом Теле Христове невозможное становится возможным, а именно тогда, когда мы совершаем Литургию. Литургия воспроизводит не что иное, как событие Тайной Вечери, и каждая новая Литургия – это не какая –то новая Тайная Вечеря, Церковная Литургия позволяет нам с вами духовно очутиться на той самой Тайной Вечери, которую когда-то Господь сотворил со своими учениками накануне Своих крестных страданий. Вдумаемся в это. Это является подлинной духовной реальностью. Когда мы с вами находимся в литургическом пространстве, когда мы совершаем службу, Божественную Евхаристию, то мы не новую Евхаристию совершаем, а мы как бы переносимся духовно сквозь пространство и время на ту самую Тайную Вечерю, которую когда-то сотворил Господь с учениками. И мы таким образом оказываемся среди учеников Христовых, мы как бы сидим с ними за одни евхаристическим столом, разделяем с ними ту самую евхаристическую трапезу. Поэтому Таинство Евхаристии обладает таким вневременным свойством: позволяет нам обновлять наши духовные силы, с одной стороны, а с другой стороны, глубже и серьезнее приобщаться к тому, что является апостольским служением, приобщаться опыту святых апостолов.  Поэтому далекие апостолы, от которых нас отделяют две тысячи лет временного промежутка, в церковной жизни оказываются вовсе не таким далекими. Это как раз является тайной и силой Церкви. Именно благодаря этому мы имеем возможность с таким дерзновением, с такой радостью восклицать: «Святые апостолы, молите Бога о нас!» И в нашем дерзновении мы наверняка будем услышаны.

12 июля 2015 г.

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Почтовый адрес монастыря
197022 Санкт-Петербург, а/я № 2
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →

На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Политика конфиденциальности
Я согласен