Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Всем многоразличным козням врага одно имя - диавол; убедись в этом, сердце мое, и не малодушествуй, не унывай при вражеских обстояниях, при вражеских бурях.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

«Символика в повествованиях о смерти Господа Иисуса Христа»

Протоиерей Димитрий Галкин.  Проповедь на Пассии 15 марта 2015 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В повествованиях о страстях Господа Иисуса Христа евангелисты особо подчеркивают ужасные знамения природного, а точнее сверхприродного характера, которые сопровождали смерть Господа Иисуса Христа.

С шестого часа по девятый тьма бысть по всей земле. В самый момент смерти Господа Иисуса земля потряслась, камни распались, и завеса церковная раздралась надвое. И, как добавляет евангелист Матфей, многие гробницы раскрылись, и позже, по Воскресении Христовом, явились многие святые воскресшими людям в Иерусалиме.

Что же означают эти знамения? Церковные песнопения об этом поэтично говорят следующим образом: «Солнце лучи свои потаило, не терпяще зрети распятия Сына Божия». Таким образом, природные катаклизмы подчеркивают голгофскую драму.

Но, безусловно, смысл здесь гораздо глубже. В самом деле, потрясение земли, то есть землетрясение, которое случилось в момент смерти Сына Божия, потрясло и Храм Иерусалимский. Это явилось грозным предзнаменованием того, что пройдет еще немного времени и Храм Иерусалимский будет разрушен. Действительно, менее чем через сорок лет римляне окружат Иерусалим, город будет разрушен и вместе с ним будет разрушен и Храм. Таким образом, окончательно завершится эпоха Ветхого Завета, ибо Иерусалимский Храм – это средоточие богослужений Ветхого Завета, и окончательно утвердится эпоха Завета Нового.

Но вместе с тем тьма, трясение – это знамения Богоявления. В самом деле, вспомним, как был заключен и при каких обстоятельствах Ветхий Завет. Он был заключен при горе Синай. Сам Бог сошел на вершину горы,  гора Синай покрылась мраком, она сотрясалась. Из этого божественного мрака Господь изрек десять заповедей, которые стали основой ветхозаветного законодательства. На Голгофе тоже трясется земля и тоже сгущается мрак, ибо заключается Завет Новый, тот самый Завет, который окажется для человечества спасительным. Ветхий Завет отходит в прошлое, Новый тоже заключается при Богоявлении.

Но вместе с тем голгофская тьма, о которой говорится в повествовании евангелистов, заставляет нас вспомнить самое начало Священного Писания. Книга Бытия: «В начале Бог сотворил небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною…». Итак, тьма – это в то же время символ сотворения мира. Что же сотворяется там, на Голгофе? В страданиях Господа Иисуса Христа творится нечто новое: на Его крови возникает принципиально новая реальность, которой раньше в мире не было. Эта реальность называется Церковью Христовой. Это богочеловеческий организм, в котором человек получает возможность наследовать жизнь вечную. Таким образом, открывается нечто очень важное, а именно, конечная цель сотворения человека, которая заключается в теснейшем единении с Богом там, в грядущем паки бытии, в Царствии Небесном. Подтверждается это и тем, что завеса церковная раздирается надвое. Это тоже необычайно глубокий символ. Почему это случилось технически, понятно: завеса была натянута на столбах, столбы поколебались при землетрясении, и завеса разодралась. Но что же это была за завеса? Это та самая завеса, которая отделяла мистическое средоточие Храма от прочего профанного пространства. Это завеса, которая отделяла Святая Святых. Как верили иудеи, за этой завесой Бог присутствует Своим особым присутствием, Своей особой благодатью. И вот завеса раздирается в момент смерти Христовой. Это означает, что мы с вами, христиане, сонаследники Христу, имеем доступ к Богу невозбранно. Не только один раз в год, когда первосвященник имел право входить за эту самую завесу, а всегда. Это теснейшее единение реализуется особенным образом в Причащении Пречистого Тела и Крови Господа Иисуса Христа — в Таинстве Причастия.

Такова богатая символика в повествовании о смерти Господа Иисуса Христа. И не случайно именно Великим постом мы с вами призваны к созерцанию Страстей Христовых, поскольку в это время мы каемся, постимся, чаще бываем в церкви и, таким образом, имеем  возможность глубже осознать сущность евангельского благовестия.

Да поможет Господь Бог нам пройти оставшееся поприще поста с тем, чтобы со всей радостью сердца воспринять Свет Воскресения Христова! Аминь.

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Адрес монастыря
Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45
Проезд: ст. метро "Петроградская"
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →