Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Не малодушествуй, не унывай, когда ненавидят тебя человеки за обличение путей их, но паче радуйся, помня слова Спасителя: блажени будете, егда возненавидят вас человецы [Лк. 6, 22].

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Протоиерей Димитрий Галкин. Проповедь после всенощного бдения в день памяти пророка Илии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь чтит память пророка Божия Илии. Пророк Илия подвизался в IX веке до Рождества Христова в Северном, так называемом Израильском царстве. В то время Еврейское царство было уже разделено на Южное, меньшее по своей площади, по своим размерам, и Северное, весьма успешное внешне и весьма обширное по своей территории. Но вместе с тем, если в Южном царстве Иудейском все-таки был храм, и южане как-то еще являли верность Богу Яхве, то, что касается северян, они стремительно скатывались к так называемому религиозному синкретизму. Что это такое? Вроде бы северяне были и не прочь чтить Бога Яхве, своего национального Бога, как они считали. Но вместе с тем, почему бы и не помолиться другим богам тоже, на всякий случай? И нашим, и вашим. И вот пророк Илия как раз против этого синкретизма, этой хромоты на два колена, как он говорил, и восстал со всем своим духом ревности, со всей своей огненной и пламенной проповедью.

Его жизнь описывается в Третьей и Четвертой книгах Царств – это весьма яркие описания. Наверное, имеет смысл обратить внимание на два момента из его жития. А именно знаменитое проречение Илии царю Ахаву. Царь Ахав – это Северо-Израильский царь, который находился под глубоким влиянием своей жены Иезавели. Иезавель была дочерью царя Сидонского, язычница по происхождению и по убеждению. И вот пророк Илия прорек Ахаву, что три года не будет дождя в Северном царстве, три года земля будет погибать и изнемогать от неурожая и засухи, доколе люди не вразумятся и не принесут жертву Богу истинному. Так и случилось. Через три года, как вы знаете, пророк Илия пришел к Ахаву, обличил его в нечестии и в дальнейшем повелел устроить соревнование между жрецами Вааловыми и пророком Божиим Илией. А именно по повелению Илии был сооружен жертвенник Ваалу….. Вообще что же такое «ваал»? «Ваал» или правильнее «Баал» — это общее название языческих богов, которым покланялись в Палестине, там было много разных баалов. Одному из баалов покланялись и в Северном царстве. Далее Книга Царств очень образно описывает, как жрецы Вааловы, соорудив жертвенник, возложив на него жертву, целый день, с утра до вечера, прыгали вокруг жертвы, кололи себя ножами, призывая имя Ваала. Для чего? А по условиям так называемого соревнования Бог истины должен был низвести огонь с неба и попалить жертву без, так сказать, участия человека. Илия издевался над жрецами Ваала, говорил, что, наверное, он спит, необходимо громче кричать, так как он занят. В конце концов, когда день уже клонился к вечеру, Илия велел соорудить жертвенник из двенадцати камней Богу истинному Яхве, далее помолился и, несмотря на то, что жертвенник был обильно возлит водой, внезапно огонь с неба ниспал и попалил жертву Илии. После этого народ воскликнул – «Яхве есть истинный Бог», и по приказу Илии, схватили этих самых жрецов Вааловых, и их всех зарезали. Нас это немного может шокировать – конечно, здорово, что огонь сошел с неба, здорово, что истина явилась таким ярким образом, но зачем же резать? Но таково было время. Когда мы с вами читаем Ветхий Завет, мы должны понимать, что он описывает ту ментальность, которая сейчас нам с вами не знакома и которая нас порой совершенно справедливо ужасает. Но таковы были, действительно, жесткие, жестокие, дикие времена. И пророк Божий Илия совершенно искренне, возогреваемый ревностью о Бозе, руководил этим убийством. После этого Пророк был вынужден бежать, поскольку Иезавель поклялась ему отомстить. Далее следует одно из важнейших откровений в Ветхом Завете. Удалившись на гору Хариф, Илия подвизался там в некоем унынии духа, и Бог утешил его видением, явлением Своим. Что же это было за явление? Сначала явился сильный ветер, как гласит библейский текст, ветер, раздирающий камни, терзающий камни, настолько он был силен. Но в этом мощном, могущественном ветре не было Бога. Потом явилось землетрясение – такая страшная стихия, которая говорит как бы о присутствии Бога, но и в землетрясении Бога тоже не было. Потом явился огонь всепожирающий. И в огне Бога не было. Вот, наконец, подул, как поэтично написано в славянском тексте, «глас хлада тонка», то есть веяние тихого ветра. В этом «гласе хлада тонка», веянии тихого ветра, и был Бог. Это одно из важнейших откровений Ветхого Завета, может быть, одно из первых по хронологии откровений Ветхого Завета о том, что Бог – это все-таки не Бог силы, не Бог кары, не Бог суда, а все-таки наш Бог – это Бог любви. Для Илии это было, конечно, потрясающим откровением. Еще раз подчеркиваю, это одно из важнейших откровений Ветхого Завета в принципе: Бог – есть Бог любви. И, конечно же, когда Илия резал жрецов Вааловых, он считал, что он искренне служит Богу, но вместе с тем он Бога понимал через призму своей психологии, психологии своей эпохи. Мы всегда мыслим антропоморфно, то есть мыслим через призму своих переживаний, своих представлений о мире. А вот все-таки Бог был в «гласе хлада тонка». И вот это ветхозаветное событие очень глубоко перекликается со знаменитой евангельской темой. Помните, когда Господь шел в Иерусалим, шел через Самарию…. Самаряне не приняли Христа и учеников, поскольку они имели вид паломников, идущих в Иерусалим. И вот тогда, что сказали Иоанн и Иаков – давай низведем, как Илия, огонь с неба на это селение и сожжем их, попалим их. Как же, мы – носители истины, а нас не приняли таким вульгарным образом! Что отвечает Христос? «Не знаете, какого вы духа». Вот это не что иное, как апелляция к тому ветхозаветному откровению, которому когда-то сподобился пророк Илия – «не знаете, какого вы духа». И вот это является очень важной фразой, о которой нам с вами надо, к сожалению, как можно чаще вспоминать и, о которой мы, к сожалению, очень часто вспоминаем. Часто нас обуревает ревность о Боге, часто в нас действует обида, когда не воспринимают нашу точку зрения, когда мы видим, как ругают веру, не принимают ее – мы готовы попалить, как ученики Христовы, огнем с неба этих богохульников. Но всегда давайте вспоминать, как Господь сказал – не знаете, какого вы духа, а дух – это дух любви. Это бесконечно сложно и тяжело придерживаться именно такой модели поведения, но она является единственной подлинно христианской. Аминь.

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Адрес монастыря
Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45
Проезд: ст. метро "Петроградская"
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →