Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Ведущие духовную жизнь видят сердечными очами, как кознодействует диавол, как руководят Ангелы, как Господь державно попускает искушения и как утешает.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Проповедь после пассии. Протоиерей Димитрий Галкин

Аудиозапись 3 апреля 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Евангелист Марк, повествуя о Страстях Господа нашего Иисуса Христа, предваряет свой рассказ описанием помазания, которое совершила некая женщина, когда Господь Иисус Христос был в Вифании в гостях у Симона прокаженного. Некая женщина (предание отождествляет ее с Марией Магдалиной) принесла алавастр мира в тот дом, где в этот момент находился Господь Иисус Христос, разбила этот сосуд и возлила Господу Иисусу Христу драгоценное миро на Его главу. И этот рассказ, полный любви, разительным образом контрастирует со следующим повествованием, которое следует сразу после этого рассказа – повествованием о предательстве Иуды. Итак, женщина принесла алавастр мира – что это означает? Дело в том, что в Иудее в то время был следующий обычай: когда какой-то гость приходил в дом и садился за трапезу, то обычно кто-нибудь из домашних окроплял главу гостя несколькими каплями благовонного масла. Но вот женщина «разбивает» алавастр мира. Евангелист Марк уточняет – мира из нарда многоценного. Это было особое благовонное масло, которое изготавливалось из корня редкого растения, растущего в Индии, и стоило огромных денег – и вот женщина разбивает сосуд и возливает масло на главу Господа Иисуса Христа. Почему же она разбила сосуд? Тут тоже надо знать восточные обычаи. Дело в том, что, если в доме был какой-то знатный и выдающийся гость, если он пил, допустим, из бокала, то обычно этот бокал разбивали, чтобы в дальнейшем рука менее знатного, менее значимого человека уже не касалась этого бокала. Вот тоже самое касалось и сосуда, который разбила эта самая женщина. И евангелист Марк обращает наше внимание в этом евангельском эпизоде на то, что Господь Иисус Христос есть Мессия, который идет навстречу своей смерти. Конечно же, сама женщина, совершившая этот поступок, не догадывалась о подлинном значении своих действий, но Господь Иисус Христос углядел в этих действиях не что иное, как знамение, как символ, как пророческое действие. Поэтому, когда ученики стали роптать, то Господь их остановил: она приготовила тело Мое к погребению. И здесь тоже нужно знать восточные обычаи. Дело в том, что, когда в Иудее умирал человек, его тело сначала омывали водой, а потом натирали благовонным маслом, и опять же черепки сосуда, в котором находилось масло, разбивался и эти черепки укладывались во гроб. Таким образом, то, что совершила женщина являет собой явную параллель с обрядом погребения.

Вот уже в который раз Господь Иисус Христос указывает Своим ученикам на Свою грядущую крестную смерть. И ученики снова не слышат Господа Иисуса Христа – им кажется немыслимым, что их Учитель может умереть, поэтому они начинают роптать: ну как же, зачем такая трата мира, можно было продать его за триста динариев и отдать нищим. В самом деле, триста динариев – это огромная сумма. Простому человеку необходимо было год работать, чтобы заработать столько денег. Но Господь Иисус Христос обрывает учеников, так как в данном случае вопрос о деньгах совершенно неуместен, потому что впереди смерть на кресте Бесценного Господа Иисуса Христа, Богочеловека, Спасителя мира.

Вот опять же хочется подчеркнуть контраст: этот рассказ, исполненный любви, умиления, вместе с тем буквально режет сердце в сравнении с последующим повествованием о том, как Иуда пойдет к первосвященникам, книжникам и будет торговаться о предательстве Господа Иисуса Христа. И там тоже возникнет вопрос о цене. Тридцать сребреников – цена издевательская. Почему? Согласно Закону Моисееву именно тридцать сребреников было необходимо уплатить тому человеку, который случайно убил чужого раба – вот такая вот гнусная символика.

Сегодняшний рассказ, о котором мы сейчас говорим, конечно, не является центральным в повествовании о Страстях Господа Иисуса Христа, однако, он являет с необычайной ясностью, насколько осознанно, целеустремленно Господь Иисус Христос шел навстречу Своей крестной смерти, ибо Его крестная смерть и воскресение и были подлинной целью Боговоплощения.

Сейчас мы с вами Великим постом идем вслед за Христом и тоже имеем цель, но, разумеется, наша цель гораздо более скромная. Мы с вами призваны, конечно, не соучаствуя в Страстях Христовых – это немыслимо, мы призваны созерцать Страсти Христовы, еще и еще раз осознать ту цену, которой мы с вами были искуплены. Поскольку осознание этого позволяет нам, христианам, выстроить подлинную шкалу ценностей и осознать, что действительно является ценным в этой жизни, а что – второстепенным. Поэтому, давайте ценить дни Великого поста, ценить молитвословия великопостные, которые позволяют нам с вами глубже и серьезнее осознать цену того искупления, которое Господь совершил нашего ради спасения. Аминь.

 

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Адрес монастыря
Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45
Проезд: ст. метро "Петроградская"
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →

Паломникам >>