Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Это тихое, прекрасное, усеянное звездами небо представит из себя некогда ужасное зрелище пред явлением Господа с небесе. О, грешники, поучайтесь ежедневно зрелищем неба, когда можно поучаться. Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе [Мф. 24, 29].

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Прот. Димитрий Галкин. Великий покаянный канон преп. Андрея Критского.

Аудиозапись 25 марта 2015 г.


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня мы с вами молились словами Великого покаянного канона преп. Андрея Критского. У этого богослужебного текста удивительнейшая судьба. Дело в том, что святой Андрей не предназначал его для церковного употребления. Этот канон был написан им в конце его жизни как покаянный плач, приносимый Богу за личные грехи. Нет ни одного свидетельства о том, что этот канон при жизни преп. Андрея хотя бы раз исполнялся в церкви. Он читал его сам келейно. Удивительно, что после смерти преп. Андрея, которая наступила в 740 г. по Рождестве Христовом, на 50 лет об этом каноне почти что забыли. Но вот наступил 790 г. по Рождестве Христовом. Это бы страшный год для Константинополя, потому что в этот год в Константинополе разразилось необычайное по своей силе землетрясение. Земля тряслась, как писали очевидцы, рушились здания, рушились кровли, обрушивались стены, везде был огонь и пожар. Люди в ужасе выбегали на улицу, боясь быть задавленными, проводили ночи напролет на площадях. Тогда монахини Константинопольского монастыря преп. Патапия, где хранилась рукопись Великого покаянного канона, вынесли эту рукопись и стали ее читать – читать перед Богом, умоляя Его простить прегрешения жителей Константинополя и прекратить это страшное бедствие. Таким образом, этот канон был впервые исполнен именно как песнь бедствия. Это является в высшей степени знаменательным и символичным, потому что действительно грех человеческий – это само по себе есть бедствие и вместе с тем – основа всякого бедствия, в том числе даже природного.И вот этот покаянный вопль, который был исторгнут из уст жителей Константинополя словами преп. Андрея Критского, в дальнейшем стал известен, канон этот был воспринят Церковью, понравился и был включен в Богослужение.

Великий покаянный канон удивителен по своему содержанию. В нем вспоминаются основополагающие события Священной Истории: и сотворение мира, и грехопадение Адама, и потоп, и Ной, и царствование царя Давида и его грех, и в конечном итоге вспоминается грядущий Страшный Суд. Таким образом, во время чтения этого канона мы как бы оказываемся посреди Священной Истории, и нам предлагается взглянуть на грех во всей его неприкрытости и обнаженности. Великий покаянный канон вскрывает сущность греха, но не так, как например, мы привыкли слышать на общих исповедях, когда просто читается перечень грехов. Здесь происходит нечто иное — указывается, что есть сама сердцевина греха, а это желание быть обособленным от Бога, желание предпочесть себя Богу, увидеть в Боге не Отца, а конкурента, которого желательно устранить. Это обособление, которое есть не что иное, как человеческая гордыня, есть основа всякого греха. Об этом необычайно поэтично и глубоко говорит Великий покаянный канон. Очень скоро он занимает свое подобающее место в Богослужении, а его наиболее подобающее место во время Великого Поста. Именно Великий Пост призван раскрыть перед нами, с одной стороны, тайну человеческого спасения, поэтому в конце поста мы созерцаем Крест Господень, но вместе с тем — указать причину Креста, а причина Креста – это человеческий грех, человеческое отпадение от Бога, человеческое беззаконие. Поэтому неслучайно Великий покаянный канон прочитывается дважды Великим Постом: фрагментарно в первые четыре дня Великого Поста и полностью на пятой седмице Великого Поста. Канон написан от первого лица, святой Андрей оплакивает свои грехи, но он как бы приглашает нас присоединиться к этому плачу, потому что вне плача нет покаяния, а вне покаяния нет спасения. Аминь.

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Адрес монастыря
Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45
Проезд: ст. метро "Петроградская"
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →

Паломникам >>