Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Все силы и чудеса совершает Дух Святый. Тем же Духом подаются иному силы, другому действия сил. Ты только говори с верою, совершение слова не твоя забота, а Духа Святого.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Проповедь в день прославления св. прав. Иоанна Кронштадтского 14 июня 2015 г. Протоиерей Димитрий Галкин

+_3465Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Задачей любого священника является выявление, точнее проявление присутствия Господа Иисуса Христа в Церкви и в мире. Это не просто задача, это, скорее, сверхзадача, и она необычайно трудноисполнима. Потому что священник – это не только носитель священного сана, священник обложен человеческой немощью, которая, конечно же, сопротивляется вот этой самой основной цели священного служения.

Что касается дорогого Батюшки Иоанна Кронштадтского, 25-летие со дня канонизации которого мы сегодня с вами празднуем, ему удалось с этой сверхзадачей справиться. Почему? Потому что его служение отличалось необычайной цельностью. Не случайно дорогой Батюшка так любил прибавлять к традиционному литургическому приветствию «Христос посреди нас» еще и фразу «живый и действуяй», то есть «живущий и действующий». Что же касается той человеческой немощи, которая была ему свойственна, то отец Иоанн Кронштадтский, чтобы ее побороть, как вы знаете, вел дневник. Это совершенно особый жанр, так скажем, духовного внимания к себе, духовного искусства в высшем смысле этого слова. Потому что в дневнике отец Иоанн Кронштадтский необычайно глубоко, необычайно жестко по отношению к самому себе анализирует свои немощи и грехи. Все его служение было необычайно целостным и цельным. Он пренебрёг всем: теми естественными радостями семейной жизни, которые он мог иметь; он пренебрегал своим здоровьем, пренебрегал сном, отдыхом – ради чего? Ради основной цели – привести ко спасению вверенную ему Богом паству.

А что же делать, если сама паства спасаться не хочет? Ведь паства Иоанна Кронштадтского – это во многом так называемые «трущобные люди», это низы Кронштадта, опустившиеся на самое дно, люди, махнувшие на себя рукой. И вот именно к ним пошел дорогой Батюшка Иоанн Кронштадтский. Он неоднократно в дневниках упоминал о том, что он понуждает себя. А ведь действительно к этому надо понуждать – в каждом человеке, даже в самом отчаянном и даже в самом отчаявшемся, тем не менее, уметь видеть образ Божий. Такая горячность пастыря, такая непосредственность в служении, конечно, вызывала неоднозначную реакцию, реакцию подозрения, порой насмешек, и при том порой даже со стороны церковного начальства. Очень показательной является реакция обер-прокурора Победоносцева на так называемую «публикацию» благодарных граждан. Дело было в 1883 году, и дорогой Батюшка уже в то время служил в священном сане без малого 27 лет. И вот в светской газете «Новое время» было опубликовано письмо людей, которые благодарили батюшку за исцеления, совершенные по его молитвам. Когда Победоносцеву в руки попалась эта газета, он прокомментировал так: «И что это за газета, в которой между театрами и прочими объявлениями, говорится о чудотворном священнике?» и далее фраза: «Видать, священник не без греха». Это потом Победоносцев, познакомившись с Иоанном Кронштадтским, проникся к нему глубоким уважением и даже стал его покровителем, но вот такая первоначальная реакция, она, к сожалению, была очень и очень характерна. А почему? Потому что тот дух, которым жил отец Иоанн Кронштадтский, совершенно не соответствовал другому духу, духу времени, тому духу, который, в конечном итоге, привел нашу Родину к катастрофе 1917 года.

Дело в том, что отец Иоанн Кронштадтский зрел на жизнь с перспективы вечности. Это очень важно. У каждого из нас есть свое мировоззрение, миропонимание, свое мировосприятие, но мы, как правило, сосредоточены на вещах ближних, понятных нам, земных. Мы редко поднимаемся над этим пленом утилитарного. Но что касается Иоанна Кронштадтского, он всё: любое событие церковной жизни, каждого человека — так или иначе, воспринимал именно в перспективе вечного спасения. Поэтому не случайно дорогой Батюшка был певцом Евхаристии, поскольку Евхаристия, причащение Святых Христовых Тайн, это и есть, как говорят святые отцы, залог жизни вечной.

У отца Иоанна Кронштадтского в его дневниках есть поразительные слова, в них необходимо вдуматься. Отец Иоанн Кронштадтский пишет следующее: «Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа Иисуса Христа, он не имел бы истинной жизни, он не имел бы дара освящения». В самом деле, то, что мы с вами воспринимаем как некую надстройку – пришли в церковь, причастились и вернулись обратно в мир, – для Иоанна Кронштадтского это было средоточием и существом бытия.

Какие же плоды трудов дорогого Батюшки? Они нам совершенно очевидны. 25 лет прошло с момента его канонизации, и за этот исторически ничтожный, короткий период дорогой Батюшка стал в ряд с такими любимыми нашими русскими святыми, как преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, Матушка Ксения – он стал одним из них. Почему? Да потому что мы всегда, молитвенно обращаясь к дорогому Батюшке Иоанну Кронштадтскому, особенно здесь, в стенах этой обители, где он нашел свое упокоение, чувствуем присутствие праведника, так скажем «живущего и действующего во Христе» святого. И это позволяет нам с вами с такой радостью, с таким глубоким сердечным умилением сегодня восклицать: «Святый праведный отче наш Иоанне, моли Бога о нас!» Аминь.

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Адрес монастыря
Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45
Проезд: ст. метро "Петроградская"
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →