Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Вси вы братия есте [Мф. 23, 8]. Любите друг друга [Иоан. 15, 17]. Церковь – Божие, как бы великое, святое семейство, в котором Бог – Отец, Пресвятая Богородица, Матерь Господа Иисуса Христа – Матерь наша. Ангелы и святые человеки – старшие братья, и мы все – братья единоутробные, порожденные Церковью в одной купели крещения Духом Святым.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Проповедь в день памяти преподобного Иоанна Рыльского. Протоиерей Димитрий Галкин

Сегодня мы совершаем день памяти небесного покровителя нашей обители, преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Рыльского.

Преподобный Иоанн родился в 9 веке по Рождестве Христовом, приблизительно через 14 лет после принятия в Болгарии христианства. И подвиг Иоанна Рыльского для всей болгарской Церкви и для всего православия имел огромное значение. Прежде всего, потому что Болгария приняла христианство по инициативе царя Бориса. Болгария восприняла византийский строй богослужения, иерархию, церковную литературу, то есть все то, что относится к внешней видимости Церкви. Но необходимо было, чтобы явилась личность, которая сумела бы своим примером, своим подвигом выявить внутреннее содержание церковной жизни, явить то, что победы Христовы и победы Его Церкви носят, прежде всего, внутренний и духовный характер.

Ведь, в самом деле, приняв христианство, болгары перестали поклоняться идолам. Но другие идолы, живущие в сердце человеческом, идолы гораздо более опасные, конечно же, еще были не искоренены. И вот преподобный Иоанн Рыльский для болгарского народа явился не чем иным, как идеалом святости, как человеком, который воплотил в своем служении идеалы христианской жизни. Притом тут мы сталкиваемся с вами с некоторой загадкой. Вот в самом деле мы знаем, что многие авторитетные учителя христианства возрастали под руководством других учителей в лоне той традиции церковной, на которою они могли опереться. Что же касается преподобного Иоанна Рыльского — это действительно достойно удивления. Как мы с вами знаем из жития, у него не было никаких учителей и наставников. И можно объяснить его высоту духовного подвига, его необычайное трезвение только лишь тем, что, наверное, сам Дух Святой водительствовал им. И, как это часто бывает, с юных лет преподобный Иоанн стал удаляться от людей. Он уходил в леса безлюдные, куда не ступала нога человека и жил там со зверями. И что это такое? Это поиск одиночества или это нечто другое? Но, конечно же, когда подвижник уходит в пустыню, он не одиночества ищет, он ищет высоты Богообщения, он ищет то, что называется Богосозерцанием. Что это такое? Это вещь таинственная, вещь изумляющая нас. Очень мало свидетельств о высоте того духовного подвига, который так или иначе совершил преподобный Иоанн Рыльский.

Он почти ни с кем не делился сокровищами своей глубинной премудрости, но вместе с тем, что-то об этом мы можем сказать, исходя из опыта других подвижников благочестия.

Вот, допустим, Ефрем Сирин на высотах своего духовного подвизания, тогда, когда он был в пустыне и молился, порой сподоблялся удивительного нахождения благодати Божией. Эта благодать любви была настолько нестерпимой, настолько глубокой, настолько преображающей его лично, что он молился так: «Господи, ослаби ми волны благодати Твоея».

О другом авве есть свидетельства. Однажды к нему вошел келейник в келию без стука и увидел, что авва на молитве весь был подобен огню. И вот такое духовное познание, осознание Бога как любви, осознание не лицемерное, осознание не книжное, а на основании своего духовного опыта, и составляло, конечно, сердцевину сокровища духовного подвига преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Рыльского. Поэтому-то он и удалялся от людей ради того, чтобы сподобиться небесного преображения личности еще здесь, на земле.

Надо сказать, что по слову Евангельскому, конечно же, все тайное становится явным. И в конце его жизненного подвига люди о нем узнали. При нем образовалась небольшая община учеников, которая в конечном итоге привела к созданию Рыльского монастыря. И значение этого монастыря для Болгарской Церкви ничуть не меньше, чем, допустим, значение Троице-Сергиевой Лавры для Церкви Русской Православной.

И таким образом, подвиг преподобного Иоанна Рыльского в дальнейшем определил пути болгарского духовного благочестия. Не только болгарского, но и вообще это касается всего Православия вселенского.

И сегодня, совершая день памяти преподобного Иоанна Рыльского, мы с вами имеем возможность возрадоваться. Возрадоваться потому, что духовный покровитель нашей обители, основатель и строитель, дорогой Батюшка Иоанн Кронштадтский имел такого небесного покровителя и заступника, как Иоанн Рыльский.

Батюшка Иоанн Кронштадтский, как вы знаете, был рожден в этот день, крещен в этот день. И несмотря на то, что образ жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского и преподобного Иоанна Рыльского бесконечно отличаются (отец Иоанн был в гуще народной жизни, он был в теле Церкви, служа народу Божьему непосредственно; преподобный Иоанн был пустынником), но, тем не менее, их объединяет одно – удивительная, ни с чем не сравнимая и, самое главное, цельная любовь ко Господу Богу. В Нем, в Боге, они видели источник своего упования, источник радости, и ради этого Бога они и подвизались. Поэтому да поможет Господь Бог по молитвам святаго праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского, преподобного Иоанна Рыльского и нам проходить поприща нашего спасения. Аминь.

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Адрес монастыря
Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45
Проезд: ст. метро "Петроградская"
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →