Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его, а ненависть мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя, - тот глупее всех глупцов.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Воскресение Христово — победа над смертью

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Воскресение, которое мы празднуем, открывает смысл Пришествия в мир Спасителя: через Него человеку была дарована вечная жизнь, неподвластная закону смерти. И Воскресение свидетельствовало об этой неподвластности, о победе Христа над смертью и о приобщении людей к вечной жизни (1 Кор. 15, 20).

Но как понимать победу Христа над смертью и сопричастность этой победе человеческого рода, когда смерть как физическая реальность продолжает существовать в нашем мире, унося жизни наших близких и дальних, старых и молодых?

Творцом и Источником жизни является Бог. Всякое отдаление от Бога означает ослабление жизни. Смерть есть полный разрыв с Богом, есть богооставленность. Богочеловек Иисус Христос Своим Воплощением, жизнью, учением, страданием, смертью и Воскресением победил грех, до того безраздельно господствовавший в человеческом роде, разрушил стену, отделявшую людей от Источника жизни — Бога, вывел их из состояния богооставленности, из состояния духовной смерти и приобщил к вечной жизни Творца. Факт Воскресения свидетельствует о том, что телесная смерть не способна пресечь эту вечную жизнь; не способна она и распространить свою власть на жизнь человеческого духа, которая продолжается за пределами земного бытия. Факт Воскресения свидетельствует также не только о жизни духа после смерти, но и об упразднении физической смерти. Это упразднение стало очевидной реальностью во Христе, а через Него — возможностью для всего мира (1 Кор. 15, 19-23). Говоря о полном уничтожении смерти, апостол Павел свидетельствует: Последний же враг истребится — смерть (1 Кор. 15, 26). Итак, смерть — это последний враг, а значит, всеобщая победа над ней — это последний, заключительный акт человеческой истории и одновременно начало новой жизни, когда Христос предаст Царство Богу и Отцу… да будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 24, 28). Эту всеобщую победу над физической смертью апостол описывает как воскресение умерших и изменение живущих таким образом, что преходящее, физическое, смертное получит свойства вечного, духовного, бессмертного, когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда, — говорит он, — сбудется слово написанное: поглощена смерть победою (1 Кор. 15, 54). Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос. 13,14).

***

Тот, Кто был рожден Пречистой Девой Марией, Тот, Кто тяжело и безвинно страдал, был распят и умер на кресте посреди двух разбойников, Тот первым из всех людей восстал из мертвых. «Он воскрес, как сказал» (Мф. 28:6). Гробница пуста. В ней остались лишь пелены, в которые было завернуто Его тело. Жены-мироносицы, придя к месту погребения Господа «весьма рано… при восходе солнца» (Мк. 16:2), не нашли там Иисуса, ибо ни камень, закрывавший вход в пещеру, ни охранявшая ее стража, ни даже сама смерть не смогли противостать великой силе Бога Живаго. «Преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» (Ис. 5:14), ликующий ад уже приготовился поглотить своего самого могучего врага, но вместо этого замер от ужаса, ибо озарился светом Божества. Христос уничтожил тление и разрушил смерть.

Через первого человека, который ослушался Создателя и отпал от Источника вечной жизни, в мир вошло зло, и грех стал царствовать среди людей. Христос же — «последний Адам» (1 Кор. 15:45) — победил смерть духовную, душевную и телесную. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», — свидетельствует апостол Павел (1 Кор. 15:22). Все потерянное нами в первом Адаме мы вновь получили во Христе. Пасха Господня — это поистине величайший дар Божиего домостроительства (прп. Феодор Студит).

***

В Воскресении Спасителя была явлена миру сила Божия, побеждающая законы физического естества. Эта сила способна воскрешать умерших и преображать души живых. Бог силою Своею может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Лк. 3,8), ибо для Него нет ничего невозможного. Господь изливает на нас потоки Своей силы вне зависимости от того, что мы думаем о Нем, как относимся к Нему, способны и готовы ли мы эту благодатную силу воспринять.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
«Христос Воскрес! Верить или не верить?»
М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2019 г.
стр. 13-16

Вверх ↑
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Политика конфиденциальности
Я согласен