Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Ведущие духовную жизнь видят сердечными очами, как кознодействует диавол, как руководят Ангелы, как Господь державно попускает искушения и как утешает.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Поучение в неделю сыропустную

«Если вы будете прощать людям
согрешения их, то простит и вам
Отец ваш Небесный, а если не будете
прощать людям согрешения их, то и
Отец ваш не простит вам согрешений
ваших», – говорит Господь (Мф.6:14, 15)
Нынешнее воскресенье называется в просторечии прощеным воскресеньем, потому что сегодня положено читать Евангелие, заповедующее нам прощать согрешения против нас ближних, чтобы и нам простил Отец наш небесный бесчисленные наши согрешения. Вследствие этого, с древних времен между благочестивыми христианами ведется обычай в нынешний день, да и во всю сырную седмицу, просить друг у друга прощения, в чем кто погрешил один против другого. Обычай прекрасный, истинно христианский, потому что кто же из нас не погрешает против ближнего своего или словом или делом, или помышлением; и испрашивание прощения у другого доказывает нашу веру в Евангелие, наше смирение, незлобие и миролюбие; напротив не желание просить прощения у тех, против кого мы действительно виноваты, показывает в нежелающем примирения маловерие, гордость, самомнение, памятозлобие, непокорность Евангелию, противление Богу, согласие с диаволом. А мы все чада Отца небесного по благодати, члены Христа Бога, члены единого тела Церкви, которая есть тело Его, и члены друг другу; «Бог есть любовь» (1Ин.4:8): и более всех всесожжений и жертв требует от нас любви взаимной, любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и никогда не перестает» (1Кор.13:4–8). Весь закон Божий состоит в двух словах: люби Бога и ближнего. Между тем сердце человеческое крайне самолюбиво, нетерпеливо, своенравно, зло и злопамятно: оно готово сердиться на ближнего не только за прямое зло, но и за мнимое, не только за обидное слово, но и за неприятное, или правдивое, резкое, – даже за взгляд, показавшийся недобрым, или двусмысленным, лукавым, гордым, едва не сердится даже за самые помышления ближнего, которые оно воображает в ближнем. Сердцеведец Господь так говорит о сердце человеческом: «из сердца исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк.7:21, 22).
Но против сильного недуга, должны быть и средства сильные; великой злобе человеческой противопоставлена бесконечная благость и всемощная благодать Божия: при помощи ее удобно побеждать всякое зло и в себе и в других, – кротостью, незлобием, уступчивостью, терпением и долготерпением. «Я говорю вам, – вещает Спаситель, – не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф.5:39, 40): За прощение грехов ближним обещано нам прощение грехов Отцом небесным, помилование на страшном суде, – вечное блаженство: «милостивые помилованы будут» (Мф.5:7). А непримиримой злобе угрожаете праведный суд Божий и вечная мука. Выслушайте одну повесть, из которой видно, как Бог наказывает еще здесь людей злобных и непримиримых между собою. В Киево-Печерской лавре, в древние времена были два инока, т. е. монаха, священник Тит и диакон Евагрий. Живши несколько лет дружелюбно между собою, они из за чего-то возымели потом вражду и ненависть друг к другу; взаимная злоба продолжалась весьма долго; и они, не примирившись между собою, дерзали приносить бескровную жертву Богу. Сколько братья не советовали им, чтобы отложили гнев и жили между собою в мире и согласии, но все было напрасно. Однажды священник Тит тяжко разболелся. Отчаявшись в жизни, он начал горько плакать о своем согрешении, и послал к недругу своему просить прощения; но Евагрий не хотел и слышать о том, и начал жестоко проклинать его. Братья, соболезнуя о таком тяжком заблуждении, насильно привлекли его к умирающему. Тит, увидев врага своего, с помощью других встал с одра, и пал пред ним, слезно умоляя простить его; по Евагрий был так бесчеловечен, что отвернулся от него и с остервенением воскликнул: ни в сей, ни в будущей жизни не хочу примириться с ним! Он вырвался из рук братии, и пал на землю. Иноки хотели поднять его, но как изумились, увидев его мертвым и столько охладевшим, как бы он умер задолго перед этим! Их изумление умножилось еще более, когда священник Тит, в то же самое время, встал с одра болезни здоровым, как бы никогда и не был болен. В ужасе, от столь необыкновенного происшествия, они окружили Тита и один за другим спрашивали: что значит это? Он отвечал: будучи в тяжкой болезни, доколе я, грешный, сердился на брата моего, видел Ангелов от меня отступивших и плачущих о погибели души моей, а нечистых духов радующихся – вот причина, почему я более всего желал примириться с ним. Но как скоро привели его сюда, и я поклонился ему, а он начал проклинать меня: я увидел, что один грозный Ангел поразил его пламенным копьем, и несчастный повергся мертвым на землю; а мне тот же Ангел – подал руку, и восстановил от одра болезни. Иноки оплакали лютую смерть Евагрия, и с того времени более прежнего начали блюстись, чтобы никогда солнце не зашло во гневе их.
Братья и сестры! Памятозлобие есть порок ужаснейший, и сколько мерзок перед Богом, столько пагубен и в обществе. Мы созданы по образу и подобию Божию: кротость и незлобие должны быть нашими свойствами неизменными; ибо и Бог всегда с нами поступает по Своей кротости; долготерпит и прощает нам без числа. И мы должны прощать. А памятозлобивый не имеет в себе образа и подобия Божия: он более зверь, нежели человек. Аминь.

Поучение в неделю сыропустную

«Не собирайте себе сокровищ на
земле, где моль и ржа истребляют,
и где воры подкапывают, и крадут;
но собирайте себе сокровища на небе,
где ни моль, ни ржа не истребляет,
и где воры не подкапывают, и не
крадут. Ибо где сокровище ваше,
там будет и сердце ваше» (Мф.6:19–21)
(Слова из читанного сегодня Евангелия)
Это спасительная нам всем заповедь Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Кто из людей не грешен против этого завещания нашего любвеобильнейшего Господа? Чье сердце не привязано более или менее к земному, к земным сокровищам, какого бы рода они не были? Кто, например, не пристрастен к своей плоти, к земной чести и славе, к земному богатству, к земной красоте, к земным удовольствиям разного рода, вообще к земным всяческим предметам, иногда до забвения Бога и Его святых заповедей и спасительных касательно нас Его намерений, до забвения небесной природы своей души, ее образа и подобия Божия, ее назначения к вечной жизни в Боге и с Богом, ее глубокого падения и необходимости возстания ее через искреннее, глубокое и невозвратное покаяние, ее исправления, очищения и освящения благодатью? У кого сокровище – один Бог и Его святые законы – святая добродетель, а плоть с ее страстями и похотями в презрении и уничижении, как преходящая и залипающая непрестанно свою госпожу – душу, и лишь настолько пользуется вниманием и попечением души, на сколько она служит высшим, духовным ее целям? У кого нет разных идолов сердца, поставленных на этом месте святом, которое должно быть всегда престолом Господа Вседержителя? Так, мы в этом все должны сознаться, братья и сестры возлюбленные в Господе, – что мы собираем сокровища на земле, в этом временном приюте нашем, который должен прейти и исчезнуть, – и где моль и ржа самолюбия и страстей, грехов, истребляют эти сокровища, как тленные и нечистые, и где воры – демоны, а, пожалуй, и люди подкапывают и крадут как самое сердце, так и его сокровище. Вот, примерно, твое сокровище – деньги, или удовольствия плотские, или безличные личности, которых твои скотские страсти сделали безличными и обратили в предмет грубого наслаждения, да и тебя самого сделали существом безнравственным и безличным; или – твое сокровище – только земные знания, искусства, промышленность, ремесла? Что же, на долго ли эти сокровища тебе будут принадлежать? Не сегодня – завтра, или спустя не долго, твоя земная храмина – тело разрушится и твои сокровища, и с телом твоим оставят тебя; что же от них тебе останется, твоей душе? Ничего. А ведь она вечна и ей понадобятся в том веке вечные сокровища, ей свойственный, как-то: о Христе упование и любовь к Богу и ближнему, милосердие, смирение, чистота, правота, незлобие, вообще дела добродетели. Где они у тебя? Запасся ли ты духовным елеем? Запасся ли духовными сокровищами? О, запасайся же скорее, пока еще есть время. «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают, и не крадут»; так как, прибавлю, там царство нетления, царство правды, там нет диавола. «Ибо, – говорит Господь, – где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:20–21). Вот великая истина, которую мы часто забываем, а иные и всегда: где наше сокровище, там и наше сердце. А так как наши сокровища – на земле, то и сердца наши тут же – на земле; при земных сокровищах, удовольствиях, большей частью грубых и нечистых, они страстно прильнули к ним, и уже потому не на небе, не с Богом, не со святыми Его заповедями, советами, обетованиями, утешениями. Вот священник во время литургии от лица Церкви возглашает пред совершением пренебеснаго таинства: «горе имеим сердца!», т.е. возвысим к Богу сердца, – отрешимся от всего земного: – и кто же в состоянии решительно возвыситься горе, даже в эти: страшные и всеспасительные минуты, если у нас мысли и сердца настолько заняты земными сокровищами и удовольствиями, заботами, предметами наших житейских пристрастий? Как часто и в эти минуты духовные тати подкапывают наше сердце и крадут наше внимание, нашу веру и любовь к Богу и наше благоговение к спасительному таинству, к этой всемирной жертве – ходатайственной, умилостивительной и благодарственной? Отчего? Оттого, что где сокровища наши, там и сердца наши. Оттого что, идучи в храм, для присутствия при совершении небесного таинства, мы не приготовили душ своих к достойному предстоянию в храме, не отложили всяких житейских забот и попечений, не очистили сердец своих от порочных страстей, не оставили за порогом храма всякого греха; забыли, что, стоя в храме, мы должны стоять как на небе; ибо здесь – престол Божий и небесная, страшная и спасительная жертва; здесь невидимо силы небесные с нами служат, и с ними Царица пресвятая неба и земли – Пресвятая Богородица и все святые, которые и поминаются тайно на литургии – до освящения и после освящения святых Даров; ибо и за них приносится благодарственная от Церкви Богу жертва. Вот, наступают дни поста и покаяния, в которые мы должны познать свои грехи, привести их на память, возболезновать о них, сокрушить свое сердце, покаяться и исправиться. Каков будет наш пост! Каково будет покаяние? Если Бог – наше сокровище, Его святая воля, Его правда и вечная жизнь с ее бесконечными благами, то и пост наш будет искренний, нелицемерный, и покаяние будет искреннее, пылкое, твердое, неизменное; ибо только такое покаяние снова возвращает нам наше утраченное грехами сокровище бесценное – Господа Бога и Его благодать; но если сокровищем нашим, идолом нашим по прежнему будет наша многострастная плоть, мир прелюбодейный и грешный с его прелестными, заманчивыми, хотя скоро исчезающими благами, то и пост наш будет не искренний, или совсем его не будет, и покаяние будет только поверхностное, и, значит, неискреннее, нерешительное, заурядное, бесплодное, от чего избави Бог каждого из нас; ибо такое покаяние есть греховная бесчувственность, неблагодарность перед Богом, даровавшим по бесконечному милосердию дар покаяния грешникам ради живота вечного, есть попрание даров Духа Святого, очищающего грехи наши ради заслуг Христовых и освящающего души и тела наши.
И так все внимайте себе тщательно, где сокровище ваше: на земле или на небе! «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21).
Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Адрес монастыря
Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45
Проезд: ст. метро "Петроградская"
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →