«Аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе? ты по Мне гряди». (Ин. 21, 22)
Эти высокознаменательные слова Господа о сверхъестественном бессмертии Иоанна Богослова, сказанные апостолу Петру, были ответом на его вопрос касательно апостола и евангелиста Иоанна Богослова: сей же что? т. е. если я буду распят и умру на кресте по Твоему предречению за проповедь и свидетельство о Тебе пред язычниками и иудеями, то какой смертью скончается Иоанн? И Господь отвечает ему, как праведный Судия, имеющий власть живота и смерти: «Если Я хочу, чтобы он оставался жив (до второго страшного Моего пришествия на землю), что тебе до того? Ты по Мне гряди, т. е. ты умри ради Меня на кресте, как и Я умер за тебя и за род человеческий, а Иоанн будет жить до общего воскресения и суда».
И прежде сего — до страданий Своих — Господь говорил прикровенно о том же бессмертии Иоанна во время беседы с учениками и с народом: Истинно говорю вам, что есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1). Эти слова относились к апостолу Иоанну Богослову, хотя сказаны прикровенно как бы о нескольких лицах, а не об одном. Итак, Иоанн Богослов преставился, но не умер, а доселе жив пребывает, и от земли не отступает, и ждет втораго страшнаго пришествия Владыки на землю (стихира на малой вечерне в праздник Иоанна Богослова), хотя и на небе предстоит престолу Божию и предстательствует всегда о Церкви Христовой. Вот сколь державно и боголепно и по достоинству прославил и прославляет Господь Своего возлюбленного ученика, и наперсника, и хранителя, и питателя Своей Пречистой Матери — Девы Марии до конца Ее земной жизни. Ее Господь воскресил из мертвых в третий день, а возлюбленному ученику повелел жить до второго Своего пришествия, когда Иоанн по плоти будет убит слугами антихриста, как Илия и Энох, и потом словом Божиим будет воскрешен из мертвых и будет жив во веки веков. Такова слава, таково бессмертие возлюбленного ученика Христова!
За что так прославлен и награжден таким чудным бессмертием святой апостол и евангелист Иоанн Богослов? За совершенную, беззаветную преданность его Иисусу Христу с юности до старости, от призвания в апостольство на 22-м году возраста до смерти Христовой и потом на бесконечные века — за его совершенную чистоту душевную и телесную, за его кротость и незлобие, за полное беспристрастие к земным благам скоропреходящим и за совершенную любовь к Своему Господу, полную самоотвержения, опасностей, страданий, но и полную блаженства о Боге, славы, чудес бесчисленных до преставления и по преставлении. Желающий знать об этих чудесах, коими прославил его Господь, может прочитать или выслушать о них в его житии.
Чему поучает нас святой апостол и евангелист Иоанн Богослов своим житием и учением?
Научает нас совершенной преданности Начальнику нашей веры и Совершителю Господу Иисусу Христу, беспристрастию к здешней маловременной жизни, чаянию и приготовлению к вечной жизни, всегдашнему бодрствованию над своим душевным состоянием, непрестанному покаянию, всякой христианской добродетели, удалению от всякого греха, отчуждающего и удаляющего нас от Бога и Его святых заветов и обетований, взаимной любви, милосердию, терпению и положению жизни за Христа, если бы то понадобилось.
Чудны были близость и дерзновение ко Господу Иоанна. Он был возлюбленный ученик, друг и наперсник Христов во время земной жизни Христа. Но, когда Господь воскрес из мертвых и вознесся на небо и восприял Свою предвечную, страшную славу, воссед и по человечеству одесную Отца, и тогда особенно пред всеми учениками Своими отличил Иоанна, явившись ему в Своей неприступной Славе. Слушайте, как описывает Иоанн явление ему в славе небесной Господа Иисуса Христа.
Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, первый и последний… Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел седмъ золотых светильников и посреди седьми светильников, подобнаго Сыну человеческому, облеченнаго в подир и по персям опоясаннаго золотым поясом; глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленныя в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей седм звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч, и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти (Апок. 1, 10-18). Вот в каком величии явился Господь Иоанну в заточении его на острове Патмосе; эта слава страшнее Фаворского Богоявления, которое удостоился видеть Иоанн вместе с Петром и Иаковом.
Итак, в этот апостольский праздник будем поучаться бессмертию, нам готовящемуся от Господа, и готовиться к нему всегдашним покаянием, очищением, исправлением, добродетелью, взаимной любовью друг к другу. Аминь.