Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Как всякое благо для нас есть Бог, так всякое зло, всякая мерзость греха есть диавол. Простое сердце, наученное Богом, умеет сочетаваться с Богом и не иметь никакого общения с диаволом.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Слово в день св. первоверховных апостолов Петра и Павла. О любви ко Христу и решимости следовать Eго заповедям. Архиепископ Серафим (Соболев)

Весь смысл и все счастье нашей жизни, мои возлюбленные о Христе чада, заключается в нашей любви к Богу, в нашей любви ко Христу через исполнение Его Божественных заповедей. Вот почему Господь сказал Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей,… радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится (Иоан, 15:10-11). Отсюда понятно: насколько мы возрастаем в нашей любви ко Христу через исполнение Его заповедей, настолько мы являемся обладателями истинного счастья, и временного, и вечного. И наоборот: насколько мы удаляемся от Христа, настолько мы погружаемся в бездну великого несчастья. А полное отсутствие в нас любви ко Христу знаменует собою ничто иное, как страшное бедствие и подпадение под проклятие, временное и вечное. Недаром апостол сказал: Аще кто не любит Господа Иucyca  Xpиcma, да будет проклят (1 Кор. 16:22).

Поэтому все свои силы мы должны, возлюбленные о Христе братия и сестры, употреблять главным образом на приобретение любви ко Христу, если хотим достиг­нуть истинного счастья, истинной божественной радости.

К этой любви нас всегда призывает Святая Церковь. Призывает она нас к сему великому благу и ныне, в день памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла. Святая Церковь влечет нас к сей любви к Богу, указывая на деяния этих апостолов, о чем так много говорит нам Священное Писание и церковное предание.

Как любил Христа св. апостол Петр, это видно прежде всего из Евангелия. В то время, как все ученики оставили Христа в саду Гефсиманском, правда, по Его собственному повелению, апостол Петр не мог превоз­мочь своей пламенной любви к Господу и последовал за Ним во двор архиерейский. Да, не получивши еще благодати Святаго Духа и предоставленный своим силам, он пал — отрекся от Христа. Но тут же, после падения, апостол Петр стал каяться и проливать горькие покаянные слезы. За это покаяние Господь простил его и опять включил в число Своих учеников. И вчера за утренним Евангельским чтением вы слышали, мои возлюбленные о Христе чада, как соответственно трех­кратному отречению апостола Петра, Господь три раза спрашивал его, когда явился ученикам по Своем Вос­кресении: Симоне Ионин! Любиши ли Мя? И апостол Петр три раза засвидетельствовал Ему о Своей любви к Нему (см.: Иоан. 21:16-17).

Этого мало. Как сообщает нам церковное предание, великая пламенная любовь апостола Петра ко Христу заставляла его после, в течение каждой ночи при пении петуха пробуждаться и проливать слезы о своем грехе отречения, хотя этот грех давно уже был прощен Господом.

Великая любовь ко Христу ярко проявилась у апостола Петра после сошествия на учеников Христовых благодати Святаго Духа. Деяния Апостольские повествуют, с каким необычайным мужеством он, из среды всех других апостолов, выступал с проповедью о вере во Христа, Распятаго и Воскресшего. В этом дерзновенном исповедании Христа сказалась та же любовь к Нему апостола Петра, одушевленная и усиленная чрезвычайным действием благодати.

Нынешнее Евангельское чтение за литургией передает нам, как на вопрос Христа ученикам: «Вы за кого почитаете Меня?» апостол Петр, также первый из среды учеников исповедал Христа Богом, сказавши: «Ты Xpиcmoc, Сын Бога Живаго» (Матф. 16:16). И в этом исповедании веры выразилась великая любовь апостола Петра ко Христу. Поэтому-то Господь так ублажил Петра (Матф. 16:17-19), ибо без любви к Богу наша вера не имеет для нас никакого спасительного значения, почему апостол Павел и сказал, что в деле нашего спасения имеет значение только вера, поспешествуемая любовью (ср.: 1 Кор. 13:2).

Любовь ко Христу была центром, из коего исходили у апостола Петра все его мысли, чувства, желания, слова, — вся его деятельность и вся его жизнь. Характерно, что и в смерти апостола Петра сказалась та же чрезвычайная его любовь ко Христу. Как свидетельствует церковное предание, любовь ко Христу побудила апостола Петра просить своих палачей распять его на кресте вниз головой.

А как любил Христа апостол Павел, как он трудился, как страдал ради Христа, свидетельствуют собственные слова его, слышанные нами ныне за литургией на Апостольском чтении. Паче аз: въ трудех множае, в ранах преболе, в темницах излиха, в смертех многащи. Отъ иудей пяткраты четыредесят разве единыя npияx. Трищи палицами биен бых, единою каменми наметан бых, трикраты корабль опровержеся со мною, нощь и день во глубине сотворих. В путных шествиих множицею; беды въ реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии. В труде и подвизе, во бдениих мно­жицею, во алчбе и жажди, в пощениих многащи, в зиме и наготе. Кроме внешних, нападение еже по вся дни, и попечение всех церквей. Кто изнемогает, и не изнемогаю? Кто соблазняется, и аз не разжизаюся? (2 Кор. 11:23-29).

О своей же любви ко Христу апостол Павел свиде­тельствует в своем послании к Римлянам. Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? Яко же есть писано: яко Тебе ради умерщвляемы есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения… Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Xpиcmе Иucycе, Господе нашем (Рим. 8:35-36, 38-39).

За эту великую любовь ко Христу Господь излил на апостолов Петра и Павла всю Свою любовь и обога­тил их всеми дарами Святаго Духа. Деяния Апостольские свидетельствуют, что даже тень апостола Петра, платки и опоясания апостола Павла производили всякие исцеления в людях (см.: Деян. 5:15; 19:12).

Конечно, Святая Церковь, указывая нам на совершенную любовь ко Христу апостолов Петра и Павла, не требует, чтобы мы сразу приобрели эту любовь. Oна знает все наши немощи. К тому же все в мире совершается с законом постепенности. Но Церковь требует, чтобы мы имели основу этой великой совершенной любви к Богу нашему Спасителю. Этою основою является решимость стремиться ко Христу, иметь неуклонное стремление к Нему во всей своей жизни, быть всегда с Ним, угождать Ему и любить Его посредством исполнения Его спасительных заповедей.

Если эта решимость будет в нас, то благодать Святаго Духа будет царствовать в нас. Она покроет наши немощи и без особых подвигов с нашей стороны будет дивно охранять нас от всяких бед и несчастий, соединять нас со Христом и прославлять нас божественною славою.

Какие же подвиги мог иметь преп. Серафим Саровский, когда он был еще семилетним отроком Прохором, и когда взятый своею матерью на высокую коло­кольню воздвигаемого ею храма, он по неосторожности упал со страшной высоты на землю? К величайшему удивлению матери, Прохор остался целым и невредимым. Так дивно благодать Божия сохранила его oт смерти, ибо в его детском сердце уже была решимость идти ко Христу и всегда быть с Ним, вложенная в душу Прохора его благочестивою матерью, ее церковным благодатным воспитанием.

Какая же другая могла быть причина для поразительного исцеления Прохора, когда он был уже послушником Саровской обители, и ему было только двадцать лет? Прохор не успел еще укрепиться в подвигах духовной иноческой жизни, имел только неуклонную решимость служить Христу. И ради сей спасительной решимости Пречистая Божия Матерь явилась ему в сопровождении святых апостол Иоанна Богослова и Петра и мгновенно исцелила его от трех­летней безнадежной болезни.

Ради этой решимости любить Христа, преп. Серафим, неуспевший еще очистить свое сердце от страстей и будучи только двадцати шести лет, увидел во всей славе Господа Иисуса Христа в храме, во время литургии в Великий четверг, когда он участвовал в ней в сане иеродиакона. Господь удостоил преп. Серафима такой великой мило­сти, такой благодатной славы, какой редко удостаивал даже великих Своих рабов и подвижников.

Не оставит и нас с вами Господь, мои возлюбленные о Христе чада, Своею милостью в той или иной мере, если и в нас будет эта решимость полюбить Христа и следовать Ему во все дни своей жизни. Если мы не успеем очиститься от всех грехов и страстей своих и умрем, имея в своей душе решимость любить Христа всем существом и неуклонно соблюдать все Его запове­ди, то душа наша не пойдет к бесам для адских мук, но пойдет туда, куда она имела направление перед смертью, т.е. ко Христу и в Его Небесное Царство для вечного райского блаженства.

Да вдохнет Господь Своею благодатью эту спаси­тельную решимость в наши сердца. Да сподобит Он нас иметь не только решимость любить Христа, но и самую любовь к Нему, чтобы и здесь, и в будущей жизни мы были обладателями божественной радости, этого истинного нашего счастья и блаженства, и временного, и вечного. Да удостоит всех нас Господь сего небесного блага молитвами первоверховных апостолов Петра и Павла, а наипаче молитвами и всесильным заступлением перед престолом Божиим за нас грешных Пречистой Божией Матери, Девы Марии. Аминь.

 Произнесено в русской церкви св. Николая г. Софии 29июня/12 июля 1947 г.

 Архиепископ Серафим (Соболев) «Проповеди (1945-1949)». София, 1998 г.

Вверх ↑
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Политика конфиденциальности
Я согласен