Когда человек живет без доверия Богу, он, постоянно находясь в состоянии беспокойства, переживания, уныния и отчаяния, приобретает телесные и душевные болезни. Совершенное доверие Богу — вот что такое святое смирение. Совершенное послушание Богу без возражений, без сопротивления, даже тогда, когда некоторые вещи кажутся трудными и нелогичными. Смирение — это во всем положиться на Бога. Именно оно преображает человека, делает его богочеловеком. Смиренный человек верит, что все зависит от Христа и что Христос даст ему Свою благодать, с помощью которой можно двигаться вперед.
_________________
Молитвенное обращение ко Христу — это решение любой возникающей у нас проблемы.
_________________
Человек Божий все переводит в молитву. И скорбь, и трудности — все он преодолевает молитвой.
_________________
Не будем просить у Бога избавить нас от чего-либо, от болезни и тому подобного, или разрешить наши проблемы. Но будем просить у Него силы и укрепления, чтобы перенести все. Как Он с благородством стучит в двери нашей души, так и мы будем благородно просить того, чего желаем. И если Господь не отвечает, будем прекращать просить о том. Если Бог не дает нам того, что мы так усиленно просим, то для этого у Него есть своя причина. У Бога тоже есть Свои «тайны». Если мы верим в Его благой промысел, если верим в то, что Ему известно исключительно все в нашей жизни, и Он всегда хочет добра, почему нам не довериться Ему?
_________________
Призывайте Бога, и Он все изменит к добру. Если вы отдадите Ему свое сердце, не останется преград ни для чего. Если вы облечетесь во Христа, вам не понадобится трудиться ради достижения добродетели. Он Сам ее даст вам. Если вас охватывает страх и отчаяние, обратитесь ко Христу. Полюбите Его просто и со смирением, без требований, и Он Сам вас избавит. Итак, сделайте шаг ко Христу — и Он тотчас же придет, тотчас же начнет действовать Его благодать.
_________________
Боль от скорбей и болезней приходит, чтобы укрепить нас в духовной брани. Она не приходит, чтобы лишить нас сил, чтобы нас одолеть. Она приходит, чтобы освободить нас от мук наслаждения грехом, чтобы очистить нас и освятить. Если бы люди знали значение и пользу искушений для своей души, они бы просили их. Но чтобы искушения и испытания принесли нам пользу, у нас должно быть смирение. Смиренный не боится ловушек лукавого. Нужно иметь чистую молитву с благодарностью и славословием, потому что молитва обращает бесов в бегство. А особенно — святое терпение до конца, чтобы спастись. Все эти состояния, конечно, предполагают любовь ко Христу.
_________________
Душа, которая любит Христа, всегда радостна и счастлива, что бы с ней ни случилось. В душу, которая любит Христа, не может войти сатана.
_________________
Какое бы ни было испытание, не спрашивай, почему оно тебе дано. «Почему» — это еще одно испытание! Может, даже опасное испытание, потому что может превратить жизнь в несчастье и нестерпимую боль. Но если смиришься, тебя посетит благодать Божия, и тогда ты все и всех увидишь иначе и удостоверишься, сколь напрасно раньше расстраивался.
_________________
Благодаря болезням, когда мы безропотно их переносим, прося Бога о прощении своих грехов и прославляя Его имя, мы становимся лучше.
_________________
Когда сатана надевает на тебя свои кандалы и начинает давить, не оставайся в бездействии, как некоторые люди. Они впадают в уныние, начинают думать и думать. Целыми днями они думают, как будто они столкнулись с непреодолимыми проблемами, тогда как ничего подобного не случилось. Просто их заковал сатана. Ты должен всегда быть готов дать отпор, оказать сопротивление, прорвать эту «сатанинскую блокаду». Должен действовать как человек, схваченный и удерживаемый разбойниками, который неожиданно резким движением стряхивает их со своих рук и расшвыривает направо и налево. Он ускользает из их рук и устремляется прочь, ко Христу, Который его освобождает.
_________________
В момент искушения вы найдете облегчение, если обратитесь к Богу, посмотрите именно в Его сторону. То есть, когда увидите, что к вам подступает зло, не обращайте на него внимания, а бегите в объятия Божии. Главное — успеть повернуться в нужную сторону. Когда вы обращаетесь в сторону добра, то не вспоминаете о зле. В этом и есть секрет — презирать зло. Но вы не сможете это сделать, если не обратитесь ко Христу.
_________________
В тот момент, когда вы находитесь в состоянии борьбы и ваша душа нуждается в помощи, взывайте: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Все предупреждайте молитвой. В этом самый большой секрет. В момент искушения лукавый вас хватает, сковывает, сжимает и заставляет делать то, что хочет он, а не то, что хотите вы. Вы должны успеть протянуть руки к Богу.
_________________
С помощью скорбей и искушений Бог помогает нам стать лучше, внимательнее, усерднее, благочестивее, стяжать твердую христианскую жизнь и достичь очищения. Он помогает нам стать снисходительными, более опытными и полезными другим. Он обучает нас святому терпению. Он удаляет нас от поклонения материальным благам. Он помогает нам понять суетность и тщету мира, что здесь мы как чужие, как «колонисты и пришельцы». И таким образом мы начинаем искать небесных и вечных благ.
_________________
Скорби кажутся мучительными, горькими, часто неподъемными, но за ними и в них скрывается любовь, милость, благое попечение Господа о каждом из нас, кто хочет пробудиться от духовного забытья, очиститься в покаянии и приобрести духовное здоровье.
_________________
Не нужно ничего бояться: ни диавола, ни бесов, ни адских мук. Такой страх вызывает обратную реакцию. Цель христианской жизни не в том, чтобы наносить удары врагу и, напрягаясь изо всех сил, быстро становиться лучше. Цель в том, чтобы жить, заниматься, молиться, возрастать в любви — в любви ко Христу, в любви к Церкви. Именно это святое стремление наполняет душу радостью и само постепенно избавляет от всякого зла — стремление соединиться со Христом, полюбить Его, возжелать жизни во Христе.
Публикуется по книге «Капли любви Божией. Слова утешения и духовной поддержки преподобных Паисия Святогорца, Порфирия Кавсокаливита, старцев Иосифа Исихаста и Фаддея Витовницкого» (М.: «Русский Хронограф», 2016)