Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его, а ненависть мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя, - тот глупее всех глупцов.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

О празднике Рождества Христова

Иерей Даниил Сысоев «Закон Божий»
Электронный источник: Азбука веры

…Между тем, когда Мария вернулась в Назарет, Иосиф узнал, что Она беременна. Будучи праведным, Иосиф не захотел Ее опозорить и решил тайно развестись с Ней. Когда он подумал об этом, Ангел Господень явился ему во сне и сказал:

– Иосиф, сын Давида! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Она родит Сына, и ты дашь Ему имя Иисус (Сущий, пришедший спасти), потому что Он спасет людей своих от грехов. Произойдет же это, чтобы сбылось слово Бога, сказанное через пророка: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» («с нами Бог») (Ис. 7, 14).

Встав от сна, Иосиф принял Марию, но никогда не имел с Ней плотских отношений.

В то время римский император Август издал указ о всемирной переписи, и все пошли записываться, каждый в свой город. Иосиф и Мария были потомками царя Давида, происходившего из Вифлеема. Поэтому они пошли в этот город. Тогда же Марии пришло время родить, но для них не нашлось места в гостинице. Они нашли пещеру, служившую хлевом для скота. И вот так, в пещере, Мария родила Своего Сына и Сама спеленала Его, ибо, будучи невинной, Она не испытывала мук рождения, которые за свое преступление получила Ева.

Она родила Богомладенца и положила Его в ясли (кормушку для скота), и так сбылось древнее пророчество, что вол и осел знают ясли Господина своего, а Израиль не познал Бога: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1, 3).

В это время пастухи пасли на поле стадо жертвенных животных. И вдруг среди ночного неба засияла слава Господа, и предстал перед ними Ангел Бога. Он сказал:

– Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет для всех людей, ибо сегодня родился в городе Давида Спаситель, Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

И внезапно множество Ангелов с небес явилось, воспевая Богу радостную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14).

Когда Небесные воинства отошли от пастухов, те пошли в Вифлеем и нашли Христа и Его Матерь, и, поклонившись Ему, они рассказали, что сказано было об Этом Младенце.

На восьмой день Младенца обрезали и дали Ему имя Иисус, предсказанное Ангелом.

Между тем, когда Святое семейство еще было в Вифлееме, с Востока, из Персии, пришли в Иерусалим маги (астрологи) и стали спрашивать, где родился Царь Иудейский, потому что они видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Царь Ирод смутился и, вызвав книжников, узнал от них, что Мессия должен появиться в Вифлееме иудейском. Тогда, призвав магов, Ирод повелел им идти в город Давида и разведать, где находится Младенец, чтобы и царю поклониться Ему.

Когда они вышли из Иерусалима, то звезда, которую они видели на востоке, вела их до самого дома, где был Богомладенец. Под видом звезды им явился Ангел, посланный Богом для того, чтобы они, оставив астрологию, служили Творцу.

Придя ко Христу, маги поклонились Ему и принесли дары: золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну (жидкие ароматы) – как Тому, Кто должен умереть.

После этого они получили Откровение от Ангела не возвращаться к Ироду и другим путем отошли в свою страну. По Преданию, позднее их крестил апостол Фома. Так три волхва стали свидетелями Боговоплощения.

***

Великий праздник Рождества Христова совершается 7 января. Предваряет его сорокадневный пост, который начинается 28 ноября. Он не является строгим – до 20 декабря разрешается вкушение рыбы (по Уставу – в субботы, воскресенья и в праздники, на практике – все дни, кроме среды и пятницы).

4 декабря Церковь празднует двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Всенощное бдение особенно подчеркивает значение ветхозаветного храмового богослужения, прообразовавшего служение Богоматери. (…) Начиная с этого праздника, в храмах начинают воспевать рождественскую катавасию: «Христос рождается, славите». Так, уже через неделю с начала поста начинают пробиваться лучи надвигающегося праздника. Введение имеет один день предпразднства и четыре дня попразднства.

Два воскресенья (праотцев и отцев) перед Рождеством Христовым посвящены воспоминанию благородных праведников Ветхого Завета, чьи подвиги сделали возможным Боговоплощение.

Со 2 по 5 января начинается предпразднство Рождества Христова. Пост в эти дни усиливается – отменяется вкушение рыбы. Но и службы приобретают необычный оттенок – на повечерии читаются каноны, подражающие канонам Страстной Недели, ведь Христос родился, чтобы принести Себя в Жертву за людей. На утрене поются изящнейшие стихиры преподобного Романа Сладкопевца, все готовит нас к приходу праздника.

Канун Рождества называется сочельником, потому что в этот день после окончания Литургии положено вкушать только сочиво (пшеницу, сваренную с медом). В России этот однодневный пост называется «до звезды» – в воспоминание Вифлеемской звезды, приведшей волхвов к яслям Богомладенца.

Утром в церквах читают царские часы (на них раньше обязательно присутствовал император), на которых вспоминаются пророчества о Пришествии Христа и новозаветные отрывки о Боговоплощении и вечном существовании Бога Сына (1-й час: Евр. 1, 1–12; Мф. 1, 18–25. 3-й час: Гал. 3, 23–29; Лк. 2, 1–20. 6-й час: Евр. 1, 2–3; Мф. 2, 1–12. 9-й час: Евр. 2, 11–18; Мф. 2, 13–23).

В середине дня совершается Рождественская вечерня с Литургией святителя Василия Великого, на которой читается восемь паремий о Пришествии Господа (Быт. 1, 1–13; Чис. 24, 2–3, 5–9, 17–18; Мих. 4, 6–7; 5, 2–4; Ис. 11, 1–10; Вар. 3, 36–38; 4, 1–4; Дан. 2, 31–36, 44–45; Ис. 9, 6–7; 7, 10–16; 8, 1–4, 8–10). Чтение разрывается двумя радостными гимнами в честь рождающегося Господа.

После окончания паремий на Литургии читаются повествования о вечном бытии Христа (Евр. 1, 1–12) и Его Рождении (Лк. 2, 1–20). После конца службы выносится свеча – символ звезды Вифлеема, и впервые поются тропарь и кондак праздника.

В том случае, если сочельник Рождества или Крещения попадает на субботу или воскресенье, то царские часы читают в пятницу, а в сам день утром служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, после которой и совершается праздничная вечерня. Торжественная Литургия святителя Василия Великого служится тогда в сам день праздника.

Вечером все христиане собираются в украшенный еловыми ветвями храм на всенощное бдение, начинающееся с великого повечерия. Торжественно возглашается песнь Исаии, в которой говорится, что Бог уже с нами, и нам нечего бояться. На утрене читается Евангелие о самом Рождении Господа (Мф. 1, 18–25) и поются два величественных канона святых Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского. «Христос рождается – славьте, – поет Церковь, – Христос с Небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Пойте Господу вся земля! И в веселье воспойте, люди, что Он прославился», – этими словами выражается тональность праздника.

Глубокой ночью на 7 января начинается Рождественская Литургия. Торжественные праздничные антифоны возвещают о вечном Рождении Христа от Отца. Вместо Трисвятого поется крещальный гимн: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа», он напоминает нам о древней традиции крестить оглашенных в день Рождества и Крещения. Читаются слова об усыновлении нас Отцу через воплотившегося Сына (Гал. 4, 4–7) и евангельское повествование о поклонении волхвов (Мф. 2, 1–12). После Литургии причастившиеся торжествующие христиане оканчивают пост и с пением гимнов в честь Новорожденного поздравляют друг друга с днем примирения Бога и людей.

С 7 января по 17 января длятся Святки (святые дни). В это время мы не поминаем умерших и радуемся Спасителю, пришедшему к нам с Небес. К слову говоря, Церковь категорически запрещает всевозможные гадания и ворожбу, которую практикуют некоторые люди. Это тяжкий грех против Самого Бога, за который Он сурово наказывает.

Праздник Рождества Христова продолжается до 13 января.

Иерей Даниил Сысоев «Закон Божий»
Электронный источник: Азбука веры

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Почтовый адрес монастыря
197022 Санкт-Петербург, а/я № 2
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →

На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Политика конфиденциальности
Я согласен