8 января 2025 г., в праздник Собора Пресвятой Богородицы, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря митрополит Каширский Феогност совершил Божественную Литургию в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре г. Санкт-Петербурга.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики монастыря. За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Людмила (Волошина), Губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, начальник Отдела по связям с религиозными объединениями В.Г. Иванов, насельницы и прихожане обители. Пел хор сестер монастыря.
По окончании Литургии Владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом.
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, молитвенник, чудотворец, великий Божий священник. Тысячи монастырей, десятки тысяч храмов и один такой великий молитвенник. В чём была его сила? Почему его молитвы Господь слышал и почему было так мало молитв у других? Чтобы понять это, нужно вспомнить историю, когда Христос молился в Гефсиманском саду. Он просил молитв у Своих учеников. Сам Христос Спаситель, Он просил, чтобы они молились, но трижды, обращаясь к ним, Он видел, что они спали. И Господь с упрёком им говорит: «Единаго часа со Мною не могли побыть».
Сон — это не только когда мы спим у себя дома в спальне. Сон — это когда мы ходим, говорим, двигаемся, что-то делаем, но это как во сне, когда нет чувства реальности. Человек, который пробудился, — это человек, который начинает по-настоящему молиться. Когда Адам после вкушения с древа познания добра и зла спрятался в саду, Господь вопросил его: «Адам, ты где?» Он не спрашивал территориально, Он спрашивал внутренне: «Где ты? Каково твоё состояние?» И Адам не нашёл ничего лучшего, как сказать: «Я услышал, Господи, Тебя и спрятался». Вот так и мы прячемся от Господа и молитвы — прячемся за делами, за словами, за суетой, которая овладевает нами. И нет ничего нового под солнцем. Когда мы — даже на молитве — живём в мысленной суете, то это говорит о том, что мы не бдим, мы спим. Именно поэтому наша молитва так часто бывает бесплодна.
И ещё. Очень важно понимать, что глубокое, могучее слово «целомудрие» имеет отношение не только к физиологии, но и к психологии, и к духу. Если у человека будет одна, твёрдая позиция, у него будут друзья и будут враги. А если у него не будет позиции, у него не будет ни друзей, ни врагов — будут лишь те, кто его презирает. Человек с позицией — это человек, который не спит, человек, который бодрствует и который по-настоящему может молиться. У святого праведного Иоанна Кронштадтского была одна ясная, чёткая позиция. И он не дремал — он бодрствовал! И потому его молитва так действовала и в те времена, и в нынешние. И мы взываем к нему, просим и молим, дабы он тоже дал нам — в свою меру — чувство бодрствования, бдения хотя бы на молитве. Подобно тому как солнце светит на землю и греет, но, если нужно что-то возжечь, нужно увеличительное стекло. Оно концентрирует энергию солнца. Вот так и мы: когда ходим, вроде бы бодрствуем, но если мы начинаем молиться, это и есть то самое увеличительное стекло, когда Божия энергия сосредотачивается в нём. И тогда наши просьбы, наши слова, наши моления Господь слышит, и Сам через нас совершает то, о чём мы Его просим.
Молитвами святого праведного Иоанна Кронштадтского Господь да поможет нам научиться бдеть, молиться, иметь чёткую, ясную позицию по жизни».