24 декабря, в Неделю святых праотец, Божественную Литургию в нашей обители возглавил митрополит Каширский Феогност, Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики Обители. За Богослужением молились настоятельница монастыря игумения Людмила, сестры и прихожане.
По окончании богослужения Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом.
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня Неделя святых праотец. Мы вспоминаем праведников, которые жили до Рождества Христова, а в следующую Неделю, святых отец, мы будем вспоминать праведников, которые жили после Рождества Христова. В чем их отличие? Они отличаются, и очень серьезно. Праведники, которые жили до Рождества Христова, ничего не знали о вечной жизни. Они были праведниками по своей любви к Богу и не ожидали никакой награды от этого. Как пишется в Ветхом Завете о царях Израилевых: «и приложился он к отцам своим». То есть, погребли, и нет больше ничего.
Мы, живущие после Рождества Христова, счастливы тем, что мы знаем — после этой земной жизни будет другая, вечная жизнь. И мы трудимся, молимся, постимся, подвиги совершаем в меру своих сил, потому что ожидаем жизни вечной. А они постились, трудились, молились, не ожидая этой вечной жизни. Насколько они были в более трудных обстоятельствах! И они выдержали это.
И ещё. Часто мы злоупотребляем нашим стремлением изменить волю Божию. Ведь Сам Господь показал нам пример — Его молитвы в Гефсиманском саду. «Если возможно», — просит Он Отца Небесного, — «да минует Меня чаша сия, но да будет воля Твоя».
Как часто мы думаем изменить волю Божию: а вот я молебен послужу, а вот я к иконе приложусь, а вот я в монастырь поеду, а вот я ещё что-то сделаю и изменю волю Божию. Нужно верить в то, что Господь нам посылает испытания, которые необходимы для нашего спасения, и мы должны просить у Бога силы преодолеть эти испытания. И подобно тому, как кусок руды, если не бросить его в доменную печь, он так и останется глиной. И только в огненной печи выплавятся золотинки, серебро и металл. Так и мы: Господь бросает нас в трудные жизненные обстоятельства, потому что в них мы проверяемся, ибо как сказано: золото испытывается в огне, а души человеческие испытывает Господь в испытаниях. И мы должны благодарить Бога за эти испытания. Мы должны верить в то, что без этих испытаний мы не наследуем Царства Божия. Но эти испытания мы должны пройти достойно, и в этом нам великий пример — праотцы. Вспомним одного из них — святой первосвященник Илий (не надо путать с пророком Илией. Илий был первосвященником, судьей Израиля). Пророк Самуил передал ему волю Божию: «ты проклят, дети твои прокляты, весь род твой проклят». Что бы стал делать современный православный христианин? Молиться и просить Господа. А он сказал: «Он — Бог. Что Он захотел, то и сотворил». И верим, что Господь по его принятию воли Божией помиловал его и род его. Он верил в то, что суды Господни не только непреложны, но и справедливы.
И мы, если называемся верующими, христианами, должны верить: суды Божии не только непреложны, они справедливы. Если Господь дает испытания, их нужно понести, их нужно выдержать. Но Господь не дает креста выше нашей силы, и помощь Его приходит тогда, когда мы сами на пределе. Но как часто мы, еще и не испытав ничего, уже вопием: «Господи, помоги!»
В науке есть понятие «синергия» — соединение двух воль. Вот и у птицы два крыла. И когда Господь помогает нам, мы должны в меру наших сил соединяться с волей Божией, и только тогда мы преодолеем эти испытания, и тогда мы наследуем Царство Божие, где пребывают и ветхозаветные праведники, и новозаветные».