Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Как всякое благо для нас есть Бог, так всякое зло, всякая мерзость греха есть диавол. Простое сердце, наученное Богом, умеет сочетаваться с Богом и не иметь никакого общения с диаволом.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

«Что христианину дает вера?»

Протоирей Димитрий Галкин. Проповедь в Неделю 5-ю Великого Поста. 29 марта 2015 г.

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня за Литургией мы с Вами слышали Евангельское чтение, в котором Господь Иисус Христос в третий раз предрекал Свои страдания, распятие и воскресение. Но, наверное, самым обескураживающим в сегодняшнем Евангельском тексте является реакция учеников. В самом деле, Господь торжественно исповедовал Свои грядущие страдания, и вот к нему подходят два ближайших, доверенных ученика, братья Иаков и Иоанн, и просят в грядущем Царствии Мессии посадить их подле Господа Иисуса Христа на самых почетных местах. Получается странная ситуация: они как будто  слышали и не слышали о предвозвещенных страданиях и смерти и восприняли речь Господа Иисуса Христа в духе: «да действительно будет трудно, но мы все преодолеем и победим».

Конечно, по прошествии лет, глядя с высоты Церковной Истории, нам такое поведение учеников кажется странным и даже бестактным. Но вместе с тем оно совершенно не выбивается из контекста современной им эпохи. Дело в том, что все иудеи буквально с молоком матери впитывали в себя идею Мессии, при том Мессии триумфатора, Мессии-спасителя, который придет, наведет порядок, прогонит римлян и поставит иудеев во главу мировой цивилизации. Поэтому естественно, такие триумфалистские мечтания, такие грезы  о грядущем возвышении, о власти, о почете были вполне естественны — даже для учеников Христовых. Тут удивляться не приходится.

Но вместе с тем давайте зададимся вопросом. Действительно ученики представляли грядущее царствие таким плотским образом и грезили о нем, а сбылись ли их мечтания? Конечно же, нет. Мы с Вами знаем жизнеописания святых апостолов: они все шли путем Христовым, путем страданий. Они неустанно проповедовали, терпели гонения, непонимание, и в конечном итоге, все они, кроме Иоанна Богослова, закончили свою жизнь мученически. Что же получается? Не сбылись грезы, действительность опрокинула их мечтания. Впали ли они из-за этого в уныние? Ни в коем случае. Напротив, из книги Деяний Святых апостолов мы знаем, что апостолы после сошествия Духа Святаго, преисполнились вдохновения, необычайной радости, которую ничто не могло поколебать. И в самом деле, почему? Что же они получили, став членами Церкви? Что они получили от Христа? Этот вопрос перекликается с другим, с которым и нам с вами приходилось сталкиваться: «А что же вам, христианам, дает ваша вера?» Если посмотреть на эту проблему с точки зрения земной выгоды, то ответ получается однозначный – ничего не дает.

Что же христианин получает, приходя к Церкви? Что получили апостолы? Они получили то, о чем Господь проповедовал во время Своего служения: они получили возможность приобщения Царству Божию. Весть Христа – это прежде всего весть о Царстве Божием. Царство Божие – это парадоксальное понятие. С одной стороны, это Царство еще только наступит, оно будет явлено при втором пришествии Христовом. То есть, с одной стороны, Царство Божие относится к жизни будущего века, с другой стороны, оно уже наступило здесь и сейчас. В христианина, который пока еще живет в рамках земного бытия, уже всевается семя вечности, он уже приобщается тому Царству, которое есть мир и радость о Духе Святом, он уже приобщается возможности глубинного Богообщения, он приобщается возможности воспринимать неземную, небесную радость. Это как раз то, ради чего стоит быть христианином, то, ради чего стоит идти до конца. Именно эта радость стала ключом к пониманию той вдохновенной проповеди, которую апостолы пронесли по лицу всей вселенной. Это та самая радость, которую и мы с вами получаем и получаем совершенно даром.

Великим постом мы призваны глубже осознать цену нашего искупления, глубже и серьезнее осознать сопричастность Царству Божию, которое пока дается лишь в таинстве. Наиболее глубоко это таинство раскрывается в Евхаристии. Причащение Святых Христовых Таин – это приобщение к неотмирному, приобщение к радости, к искупительному подвигу Христа Спасителя, приобщение к Свету Воскресения Христова. Аминь».

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Адрес монастыря
Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45
Проезд: ст. метро "Петроградская"
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →