Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Ведущие духовную жизнь видят сердечными очами, как кознодействует диавол, как руководят Ангелы, как Господь державно попускает искушения и как утешает.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

«Человек только тогда приобщается к Богу, когда он следует за Ним, когда он ведет жертвенный образ жизни». Проповедь на Евангельское чтение в Неделю Крестопоклонную. Протоиерей Димитрий Галкин

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня за Литургией мы слышали замечательные слова Господа Иисуса Христа Спасителя нашего: «аще кто хощет по Мне идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет». Эти слова, наверное, многих пугают. Представляется, что жизнь тех, кто решил последовать за Христом, отныне будет состоять из череды неудач, потерь и скорбей. Это же, конечно, не так. В жизни христианина радостей гораздо больше, чем в жизни нехристианина, и это очевидно.

В словах Господа Иисуса Христа имеется в виду нечто совершенно иное. Христос говорит об отношении к жизни. По сути, все модели человеческого поведения в жизни можно свести к двум типам. Первый условно называется эгоистическим, второй называется жертвенным. Эгоистический представляется, наверное, более естественным. В самом деле, человеку свойственно заботиться прежде всего о себе любимом, о своих ближних, которые мыслятся как продолжение самого себя, свойственно стремиться накопить богатство, устроить карьеру, возвыситься, добиться высокой оценки своей личности в глазах окружающих. Это все свойственно человеку, это как бы для него естественно. Вместе с тем тут есть одна большая проблема. Пряников на всех не хватает, поэтому, стяжая богатство, приходится невольно ущемлять других. Зарабатывая высокую оценку, приходится невольно унижать других. Совершая карьерный взлет, приходится идти по головам своих собратьев и коллег. И конечно, на этом пути можно немало преуспеть. Но как мудро сказал один старец, как это ни странно, счастья такой образ жизни почему-то не приносит. Есть другой образ жизни. Он основан как раз на словах Христа Спасителя. Ведь крест – это не что иное, как символ жертвы и жертвенности. Жертвенное отношение к жизни, к Богу и к ближнему – что это означает? Интуитивно мы это прекрасно понимаем. Это тогда, например, когда врач относится к больному не как к клиенту, с которого необходимо деньги получить, а как к пациенту, которого необходимо вылечить. Когда строитель трудится не за страх, а за совесть. Когда человек в семье и в общении с ближними, ставит своим приоритетом желание послужить ближним своим. Когда труд рассматривается не как средство зарабатывания денег, а как аскеза и опять же служение. Вот такой образ жизни как раз и является жертвенным и является, по сути, крестоношением.

За словами, которые мы слышали в Евангелии и которые уже были процитированы, следуют другие слова, подлинно загадочные. Господь говорит так: «Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее, а кто погубит душу свою Меня ради и Евангелия, тот спасет ее». И: «Какой выкуп даст человек за душу свою?» Очень странные слова. Но необходимо сразу оговориться, что под душой в данном контексте понимается не та субстанция, которая вылетает из человека после смерти, а «душа» рассматривается как синоним понятию «жизнь». Это легко понять: если человек дышит, если в нем есть душа, то он жив. Если душа от него отнимается, он перестает дышать, он умирает. Поэтому в данном случае «душа» — это синоним слову «жизнь». Но как понимать вопрос: «Какой выкуп даст человек за жизнь свою?» Понятно, что вопрос риторический. И ответ здесь однозначен: никакого выкупа никогда не даст по одной лишь простой причине — человеческая жизнь бесценна. Но неужели это действительно так? Стоит задуматься: допустим, человек умирает или погибает в какой-то катастрофе, правительство выплачивает его семье компенсацию. Эта компенсация может быть весьма значительной, но не бесконечной. А есть культуры и страны, существующие до сих пор, где жизнь человека ценится вообще очень и очень дешево. Мы должны, наверное, понять одно. Ценность человеческой жизни сообщает ее приобщенность к Богу. Бог – это бесконечная ценность. Поэтому та жизнь, которая сочетается с Богом, приобретает статус бесконечно ценной жизни. И все то, что мешает приобщению к Богу, все то, что вызывает повреждение жизни, повреждение души, обесценивает жизнь. Есть очень хорошее словосочетание «поврежденная душа». Что это означает? Сломанная душа. В силу своей сломанности она не может приобщиться к Богу, и таким образом теряет свою ценность. Как раз возможность приобщения к Богу изображается в словах Христа Спасителя. Человек только тогда приобщается к Богу, когда он следует за Ним, когда он ведет жертвенный образ жизни. Это непросто. Но именно это способно сообщить человеку то, что мы называем в просторечье счастьем. Возникает вопрос: «А как же быть с самореализацией?» Это сейчас очень модный термин, о нем много говорят, дискутируют, спорят. Наверное, мы может утверждать совершенно однозначно: единственной человеческой Личностью, Которая сумела себя полностью самореализовать во всей полноте и глубине этого понятия, был Господь Иисус Христос. Он всю Свою жизнь служил Богу и Отцу и людям – даже до смерти. И вместе с тем каковы плоды Его – употребим этот неудачный термин – самореализации? После Него история человечества разделилась на «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова». Он сумел явить любовь Бога людям. Он сумел даровать людям возрождение к новой жизни. Но итогом – и самым главным итогом —  Его Богочеловеческой жизни, Его земного служения стало Его Воскресение, победа над извечным, самым страшным и неодолимым для человека врагом, а именно над смертью. И самое главное, что победив смерть, Он и нам с вами, следующим за Ним, несущим свой крест, организующим свою жизнь на жертвенных началах, даровал возможность приобщиться Его победе. Поэтому мы с вами непрестанно, ежедневно, ежечасно, даже ежеминутно находимся перед выбором в каждой конкретной ситуации. Мы можем выбрать, как мы поступим: эгоистично, ублажая себя, заботясь только о себе, достигая только своих целей, или все-таки жертвенно, служа ближним, служа Богу. И наверное, для того чтобы нам стяжать жизнь вечную, по образу и по подобию Воскресения Господа Иисуса Христа, надо всегда делать выбор за жертвенным путем. Аминь.

31 марта 2019 г.

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Адрес монастыря
Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45
Проезд: ст. метро "Петроградская"
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →