Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Не малодушествуй, не унывай, когда ненавидят тебя человеки за обличение путей их, но паче радуйся, помня слова Спасителя: блажени будете, егда возненавидят вас человецы [Лк. 6, 22].

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Протоиерей Димитрий Галкин. Слово на пассии

12 марта 2017 г.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Повествование о страстях Христовых начинается рассказом о помазании Иисуса в Вифании. Вифания – это небольшое селение близ Иерусалима, где Господь Иисус Христос остановился накануне Своих крестных страданий, в канун Своей последней Пасхи. Когда Он возлежал с учениками на трапезе, внезапно вошла некая женщина, разбила алавастровый сосуд, и возлила благовонное миро на главу Господа Иисуса Христа. Вообще иудейские женщины очень любили благовония, и многие из них носили на шее небольшой сосуд алавастровый с благовонными маслами. Алавастр – это хорошо знакомый нам алабастр. Он пористый, поэтому содержимое сосуда легко проникает сквозь стенки сосуда и благоухает. Такой сосуд мог благоухать годами. Стоили эти вещи очень и очень дорого. Сами ученики оценили разбитый сосуд в триста динариев. Это примерно годовая плата наемного работника. Или же другой пример, когда Господь накормил пять тысяч человек в пустыни, то ученики сказали, что не хватило бы и двухсот динариев, чтобы их накормить.  То есть триста динариев – это сумма достаточная для прокормления пяти тысяч человек. Почему же женщина решилась на такой поступок? Она принесла Иисусу дар. Давайте задумаемся, ведь подлинным даром является тот дар, который сопряжен с жертвой. Когда мы что-то дарим, что можем легко восполнить для себя, это действительно даром не является. А когда мы даем дар, превозмогающий наши возможности, это говорит о глубокой чистоте приносимого дара. У иудеев существовал такой обычай: когда в дом приходил гость, обычно ему на голову возливали несколько капель благоуханного масла. Но женщина разбивает сосуд и выливает все масло. Это опять же восходит к иудейским обычаям. Когда в дом приходил какой-то знатный, выдающийся человек и пил из кубка, то потом этот кубок разбивали, чтобы рука менее знатного человека этого кубка никогда больше не коснулась. Также женщина поступила с алавастровым сосудом, из которого она возлила на Господа Иисуса Христа благоуханное масло. Евангелист Матфей, повествование которого мы сейчас слышали, настойчиво призывает нас увидеть в этом действии символ мессианского достоинства Господа Иисуса Христа. «Христос» в буквальном переводе означает «помазанник». Таким образом, женщина выявляет мессианское достоинство Иисуса из Назарета.

Но в этом действии содержится еще одно важное символическое значение, которое не понимала ни сама женщина, ни ученики, которые возлежали за трапезой, но которое понял Господь Иисус Христос. Он в ее действии увидел действие пророческое. Он так и сказал: «Она помазала тело Мое к погребению». По иудейскому обычаю, когда умирал человек, его тело омывали водой, потом намащали благоуханным маслом, и сосуды, в которых приносили это масло, разбивали и полагали прямо во гробе. Господь предрекает, что совсем скоро, совсем не за горами, наступит новая эра – эра спасения, когда Небо будет отверсто, когда грехи будут прощены, когда обновится Завет. И эта эра наступит столь стремительно и быстро, что ученики даже не успеют помазать тело Иисуса Христа после Его смерти и достойно приготовить его к погребению.

Сегодня мы совершали пассию. Этот рассказ – это единственный светлый эпизод из повествования о страстях Христовых. Не случайно он обрамляется двумя очень мрачными повествованиями, а именно, перед помазанием Господа говорится о том совете, который сотворили первосвященники и старцы людские с тем, чтобы хитростью взять Иисуса и Его убить, а сразу после рассказа о помазании следует  указание на предательство Иуды. И дальше все будет тяжелее и мрачнее. Сейчас мы совершали первую пассию из четырех. Эта служба призвана явить нам возможность приобщиться страстям Христовым, глубже их осознать, попытаться вжиться в них, потому что одна из важнейших целей Великого поста – это осознание того спасительного подвига, который Господь Иисус Христос понес за нас с Вами. Осознавать этот подвиг трудно, тяжело, это требует внутреннего усилия  и преодоления некоего внутреннего сопротивления, но это делать необходимо, потому что этой ценой мы с вами спасены, потому что именно таким образом Господь Бог премудро избавляет нас из руки диаволи и дает нам возможность приобщения вечной жизни. Аминь.

Вверх ↑
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Политика конфиденциальности
Я согласен