Через несколько дней после вынесения приговора Петроградского трибунала, осудившего его к расстрелу, находясь в одиночной камере на Шпалерной, митрополит Вениамин написал письмо своему другу благочинному протоиерею Петру Ивановскому. Несмотря на просьбу Владыки уничтожить письмо, в семье отца Петра его сохранили. Это своего рода завещание митрополита Вениамина, которое говорит о высоком состоянии его духа и раскрывает подвиг мучеников, страдавших за Христа. Вот текст этого письма.
«Его Высокопреподобию
Отцу Протоиерею
Петру Ивановскому
Дорогой Отец Петр.
Благодать Господа Нашего Иисуса Христа, любы Бога и Отца и причастие Св. Духа да будет с Вами, паствой Вашей и семьей Вашей.
В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением. Жалел своею душою, что времена не те и не приходится переживать, что они переживали. Времена переменились. Открывается возможность терпеть ради Христа от своих и чужих.
Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек, избыточествуя утешением, не чувствует самых тяжелых страданий. Полный среди страданий радости и внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы приложить то состояние, в каком находится счастливый страдалец. Об этом я раньше говорил другим, но мои страдания не достигали полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование этой смерти под якобы народные аплодисменты, людскую самую черную неблагодарность, продажность, непостоянство и т.п. Беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже самую Церковь.
Страдания достигали своего апогея, но увеличивалось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше иметь ее нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и т. п. и дать место благодати Божией.
Странны рассуждения некоторых, может быть и выдающихся пастырей (разумею Платонова): надо хранить живые силы, т.е. их, и ради этого поступаться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Чепурины, Вениамины и т.п. спасают Церковь, а Христос.
Та точка, на которую пытаются они встать, – погибель для Церкви. Это шкурничество. Надо себя не жалеть ради Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Теперь время суда. Люди ради политических убеждений жертвуют всем. Посмотрите, как держат себя эсэры: Гоц и т.п. Нам ли, христианам, да еще иереям, не проявить надобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века.
Трудно давать советы другим. Благочинным надо меньше решать, да еще такие кардинальные вопросы. Они не могут отвечать за других. Нужно больше заключиться в пределы своей малой приходской церкви и быть в духовном единении с благодатными епископами. Нового поставления таковыми признать не могу.
Вам, дорогой отец Петр, Ваша пастырская советь подскажет, что нужно делать. Конечно, Вам оставаться в настоящее время должностным, официальным лицом, благочинным едва ли возможно.
Храни Вас, семью и паству Вашу Господь. Благословение духовенству Вашего округа. Пишу то, что на душе. Мысль моя несколько связана переживаемыми мною и моими соучастниками тревожными днями. Поэтому не могу распространяться относительно других дел.
Митрополит
Вениамин
Благодарю за память и Ваши присылки.
Ради Вас утешаю других.
Прошу уничтожить».
______
Протоиерей Петр Ивановский (1881-1937) – духовное чадо сщмч. Философа Орнатского. В 1907-1908 гг. был редактором дневника св. пр. Иоанна Кронштадтского (издан под названием «Живой колос»). В 1913 г. принял сан. Сщмч. Вениамин назначил его благочинным. При попытке ареста в 1921 г. – освобожден группой рабочих. Арестовывался в 1922, 1923, 1929 гг. В ссылке 1923-1926 гг., 1929-1932 гг. Скончался в 1937 г.