Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его, а ненависть мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя, - тот глупее всех глупцов.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Нужно ли христианину образование? Слово накануне первого сентября. Протоиерей Димитрий Галкин

 

IMG_3086Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Приближается первое сентября. Наверное, каждого ребенка в детстве взрослые называли «почемучкой». Детям свойственно задавать вопросы. «А почему небо синее? Почему солнце на закате красное? Почему самолеты летают?»

Детское, милое любопытство является выражением фундаментального свойства человеческой личности – стремления к познанию окружающего мира. Мы не сотворили этот мир, но в нас вложено Богом глубокое и настойчивое стремление этот мир познать. Познание мира, способность к накоплению знаний, их анализ, передача потомкам – это великий дар Божий, и он является составной частью того, что мы называем «образом Божиим в человеке». Бог – это существо творческое, и человеку даны творческие способности. Но прежде чем творить, необходимо познать. Неслучайно святые отцы называли человека словесным существом. Более правильный перевод «логосное существо». Греческое слово «логос» многозначно. Оно означает не только слово, но и знание, послание, мнение и т.д.

Но у процесса познания есть свои искушения. Как говорил один философ, «врагом знания является не незнание, а полузнание. Проблема полузнания, как никогда, актуальна сейчас, когда информация в мире предельно доступна, особенно в эпоху победившего интернета. Она является гораздо более актуальной, чем кажется на первый взгляд. Например, человек прочитает пару статей по экономике и уже прекрасно знает, как управлять экономикой огромного государства, и поносит правительство. Или человек прочитает пару книжек по богословию и уже с легкостью раздает ярлыки еретиков всем и каждому.

Для того чтобы бороться с этим полузнанием, необходимо образование. В отличие от легкомысленного верхоглядства, образование требует подлинного усилия. Но именно образование делает знание плодотворным, творческим, способным к применению. А какие это усилия? Конечно же, они очень велики. Вспомним собственный опыт, с каким трудом, с какой болезнью ума и сердца мы готовились к экзаменам. Как сказал полушутя один мыслитель, образование – это подлинное страдание. Но именно в этом страдании человек перерастает самого себя, образование помогает человеку внутренне возвыситься, помогает стяжать то, что мы называем самодисциплиной, то, что называется подлинным творчеством и подлинным познанием мира. Тем не менее, порой слышится возражение, обычно от ленивых учеников и студентов: «А зачем нам вообще учиться?» Православные ученики и студенты добавляют к этому некое идеологическое обоснование: ведь в Царство Небесное не входят по образовательному цензу. Это действительно так. Конечно, при входе в Царство Небесное не проверяется уровень интеллектуальных знаний. Тут же вспоминают знаменитую фразу преподобного Амвросия Оптинского: «Там, где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Однако эта замечательная фраза сказана не про нас с вами. Она сказана 150 лет назад, когда Россия была православной страной, и все в ней: и семья, и быт, и образование, и жизненный уклад – были целостными православными. Тогда можно было себе позволить эту святую простоту. Но жизнь радикально изменилась, и сейчас буквально каждый день мир бросает христианству и православию вызовы религиозного, этического, интеллектуального характера, и на эти вызовы необходимо отвечать, чтобы защитить свою веру, потому что человек, который не может защитить веру, и сам беззащитен, и своих детей не может защитить от соблазнов века сего. Поэтому сейчас христианам надо особенно усердно учиться. Наверное, идеалом в этом отношении является христианин, который владеет и светским образованием, но вместе с тем приобщен и к Божественному откровению. Неслучайно замечательный богослов 8-го века преп. Иоанн Дамаскин в свое время написал каталог ересей, в котором перечисляется около ста современных ему ересей. На 88-е место он поставил ересь гносиомахии, т.е. борьбы со знанием, борьбы с необходимостью познания и образования. Преп. Иоанн Дамаскин трактует это именно как ересь.

Но вместе с тем, в преддверии первого сентября, нужно ли нам молиться о том, чтобы наши дети, учащиеся, мы сами, вовлеченные в образовательный процесс, сподобились помощи Божией? Конечно же, нужно. Сегодня по окончании Литургии мы с вами будем молиться о том, чтобы Господь даровал нашим детям, которые приступают к обучению, упорство, волю, труд, ответственность, способность к восприятию материала. Для этого требуется особая благодать Божия. Будем молиться о родителях, потому что родители переживают процесс обучения вместе со своими детьми, они как бы учатся заново. И конечно, мы будем молиться о преподавателях: им требуется особое терпение, особый талант, упорство в деле преподавания их дисциплин. Будем молиться о том, чтобы Господь просветил наши умы и сердца, чтобы Он даровал всем нам: и нашим детям, приступающим к обучению, и их родителям, и преподавателям восходить от силы в силу. Аминь.

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Почтовый адрес монастыря
197022 Санкт-Петербург, а/я № 2
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →

На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Политика конфиденциальности
Я согласен