Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня за Литургией мы с вами слышали замечательное Евангельское чтение. Господь говорит следующие слова: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; И Отец ваш Небесный питает их. Вы же не гораздо ли лучше их? (Мф., VI, 22-34) Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут и язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и все это приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне» (ср. Мф., VI, 22-34). Это очень известный отрывок из Нагорной проповеди, и понятый буквально, он наверняка вызывает искушения. Как понять «не заботьтесь»? Неужели Господь отрицает самую возможность планирования в жизни? Неужели Господь призывает к легкомысленной беспечности? Неужели Господь призывает переложить ответственность с человека целиком и полностью на Бога? Неужели это так? Конечно же, нет. Дело в том, что это речение, как и вся Нагорная проповедь должны быть правильно поняты интонационно. Богословы говорят о том, что Господь в своем служении соединил тройственное служение, как царя, священника и пророка. Так вот Нагорная проповедь – это не что иное, как пророческое речение. И пророческая речь отличалась метафоричностью, сравнениями, гиперболами, преувеличениями, повышенной эмоциональностью – для чего? А для того, чтобы акцентировать внимание слушателя на том, что хотел донести до нас с вами Господь. Поэтому, как и вся Нагорная проповедь, так и этот отрывок должен быть правильно прочитан интонационно. Его надо читать примерно с такой интонацией: «всего этого ищут и ЯЗЫЧНИКИ, НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ » и далее с возрастающей интонацией: «ищите ПРЕЖДЕ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ , а все остальное приложится вам». Вот, наверное, надо так прочесть, чтобы правильно понять контекст речений Господа.
Вместе с тем, почему же эта речь обладает такой эмоциональной нагруженностью? Вспомним Ветхий Завет, четвертую заповедь Декалога: «Помни день субботний; шесть дней делай свои дела, а день седьмой — Господу, Богу твоему». То есть Господь просит человека уделять Ему одну седьмую часть времени – шесть дней делай свои дела, заботься о земном, но один-то денечек в неделю посвяти Мне. Но, что самое интересное, как показал исторический опыт, этой, такой очень мягкой пропорции человек так и не сумел соблюсти. Почему? Да потому что реально человек концентрируется всецело на земном, забывая о Боге, забывая о Царствии Божьем. Предмет нашего рассмотрения, предмет нашего терзания – это как раз есть то, во что одеться, что поесть, сколько денег накопить. Все это и составляет наши мучения, терзания и предмет подлинного интереса, как это ни печально признавать. Поэтому, к сожалению, даже седьмую часть времени, своего внимания, своих сил мы не уделяем Господу Богу. Более того, как показывает опыт, очень часто забота о насущном оказывается не просто необходимой, она оказывается именно предметом глубокого терзания. При том даже не в тех ситуациях, когда человек действительно реально пребывает в тяжелых жизненных условиях, в нищете, в каком-то поражении здоровья, в каких-то иных стеснениях, нет. Как правило, терзания о материальном возрастают тогда, когда человек, напротив, достигает какого-то более или менее материального благополучия, когда появляется возможность приобрести больше – вот тогда он начинает терзаться о том, чтобы купить себе пошикарнее автомобиль, чтобы ремонт сделать поудобнее, чтобы поесть повкуснее, да побогаче. Вот тогда он и начинает подлинно терзаться. В контексте этих рассуждений становится понятным пафос сегодняшней речи Господа Иисуса Христа. В нашем переводе есть некоторая смысловая неточность. То, что у нас переводится как «не заботьтесь», по-гречески звучит «ми меримнате», что означает «крайняя степень заботы», «ожесточенная забота» — вот это самое терзание. Поэтому Господь и призывает нас не терзаться о материальном. Почему? А потому что терзание о материальном порождает, как правило, страхи. Мы с вами знаем, какое колоссальное место в нашей жизни — это приходится с горечью признать, занимают страхи: страх заболеть, страх за детей, страх потерять работу, страх остаться без средств к существованию. Эти страхи могут подавлять человека. Более того, эти страхи искажают восприятие реальности. Эти страхи вырастают в нашем сознании, как страшный и фантасмагоричный мир, которого приходится внутренне бояться, перед которым приходится сжиматься. И этот мир не соответствует реальности. Не случайно Николай Бердяев эти страхи называл «фантазмами». Он говорил так: «…фантазмы облегчения не приносят. Ни смерть, ни боль, ни страдания от фантазмов не облегчаются, напротив, лишь только усугубляются». И вот эти самые страхи, эти фантазмы действительно способны овладеть человеческим естеством. Возникает вопрос – а как же с этим бороться человеческой немощи? И ответ дается как раз в сегодняшнем Евангельском чтении. Господь говорит «не заботьтесь» — почему? Почему Он имеет право так говорить — «не терзайтесь» — почему? А потому что Бог заботится о нас. Страхи, фантазмы, они полностью исключают то, что мы называем верой. Страхи, фантазмы вытесняют из нашего сознания доверие к промыслу Божию. Давайте вспомним, мы себя называем верующими, но одна из основных смысловых коннотаций слова «вера» — это есть доверие. Не случайно в арамейском языке, на котором говорил Господь Иисус Христос, слово «верить» звучит как «ха’амин» — тут корень «мн». Это слово, это существительное также означает не просто «веру», «доверие», а означает «процесс ношения младенца матерью в складках одежды». Представьте себе, какое глубокое это определение веры. Как мать несет ребенка, прижав к груди и закутав в свою одежду, и соответственно ребенок чувствует себя безопасно в этой ситуации, так и мы призваны доверять Богу. Но, напротив, если ребенок начинает брыкаться, если его не устраивают складки одежды, он может выпасть и больно удариться о землю. Это касается каждого из нас с вами тоже. Так вот не случайно сегодняшнее Евангельское чтение завершается замечательной фразой – «ищите прежде Царствия Божия, все остальное приложится вам». «Ищите прежде Царствия Божия» — этот текст о приоритетах и, к сожалению, этот приоритет искания Царствия Божия у нас, как правило, даже у верующих реализуется больше теоретически, чем практически. А мы призваны именно к практике. Поэтому давайте задумаемся о том, каким колоссальным зарядом оптимизма обладает сегодняшний Евангельский текст, а именно Господь призывает довериться Ему, вспомнить о Промысле. Мы с вами не вброшены, как говорил Мартин Хайдеггер, вот в эту самую чужеродную и страшную реальность, мы в ней не одни – Господь промышляет о всем мире, о народах и о каждом из нас с вами лично, и эта вера и является основой христианского упования и основой христианской надежды. Аминь.