Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

В благонамеренных сочинениях людей уважай свет Христов, просвещающий всякого человека, грядущаго в мир [Иоан. 1, 9], и с любовью читай их, благодаря Светодавца Христа, всем ревностным неоскудно изливающего свет Свой.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

«Бог есть Любовь».

 Протоиерей Димитрий Галкин. Проповедь 21 марта 2015 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня на Литургии мы с вами слышали Евангельское чтение об исцелении глухонемого. Евангелие нам приводит несколько примеров исцелений слепых и глухих. И эти Евангельские чтения не случайно помещаются Церковью в число воскресных и субботних Евангельских чтений, то есть чтений особой важности. Почему? Потому что речь в них идет не только о физических исцелениях от недугов, речь идет о том образе человечества, о той ситуации, в который мы все с вами сейчас находимся.

Дело в том, что после грехопадения человек потерял возможность видеть Бога лицом к лицу. Мы с вами можем лишь чувствовать Бога и не более того, и в этом смысле мы с вами и слепы и глухи. Эта самая невозможность видеть Бога – для всех нас является, конечно, тяжким испытанием и искушением. Парадокс заключается в том, что творение Божие, видимый окружающий мир, материальный, мы с вами можем прекрасно осязать, можем к нему приобщаться, препарировать его, исследовать, но вместе с тем видимый окружающий мир — это всего лишь творение Божие, а вот самого Творца мы с вами видеть не можем. Мы можем лишь только в Него веровать и не более того.

Конечно, вера – это очень широкое понятие. Вера – это не только констатация умозрительного факта бытия Божия, вера – это и возможность приобщения к Богу, чувствование Его. Веру можно уподобить положению слепца. Вот слепец не видит солнца, но он все-таки чувствует его тепло, он чувствует присутствие солнца. Вот так примерно и мы с вами по отношению к Господу Богу. И вот, что удивительно: конечно же, человек с древнейших времен всегда пытался обобщить опыт веры, обобщить свой религиозный опыт. И в конечном итоге это обобщение свелось к одной фразе, и она характерна для всех древних религий, в том числе и для религии ветхозаветной. Фраза эта может нас несколько испугать – «Бог есть Страх». Ведь, в самом деле, страх, и никто с этим спорить не станет, играет огромную роль в религиозной жизни человека. Именно тогда, когда мы находимся в опасности, может быть, даже смертельной, мы чувствуем всей глубиной своего сознания, каждой клеточкой своего тела, свою хрупкость и уязвимость. Именно в таких ситуациях мы чувствуем дыхание вечности, и такие ситуация могут изменить жизнь человека. Притом, это может и не быть непременно страх смерти, это может быть страх болезни, страх за ближних, но, так или иначе, конечно же, страх, он побуждает человека к Боговедению. Не случайно Священное Писание говорит: «…начало Премудрости – Страх Господень».

Вместе с тем идея Бога, конечно, в любой религиозной системе всегда ассоциировалось с идеей Божественной справедливости. А там, где справедливость, там и суд. И мы-то с вами понимаем, что мы живет неправильно, мы – грешны, поэтому боимся Суда, безусловно. И в этом смысле опять же Бытие Божие ассоциируется у нас со страхом.

В конце концов, Бог – это существо загадочное, а все загадочное тоже вызывает трепет. Поэтому ветхозаветное религиозное сознание и умещается в эту фразу: «Бог есть Страх».

Не случайно ветхозаветные евреи, еще ранних этапов иудаизма, допустим, Исхода, считали, что их Бог Яхве – это Бог грома и молний. Конечно, потом, много позже, ветхозаветные пророки прояснили, что, нет, Яхве – это не Бог локальных природных явлений, это Творец всего, Творец неба и земли. Но это случилось позже, а первоначально идея ассоциировалась именно со страхом. Не случайно через весь Ветхий Завет рефреном проходит фраза: «Невозможно увидеть Бога и остаться в живых».

Но вот 2000 лет назад совершается удивительное чудо, равного которому не было в истории человечества. А именно в наш с вами мир, мир глухих и духовно слепых, является Сам Бог в том образе, в котором человек Его может увидеть и воспринять – в образе человека. Рождается Богочеловек Иисус Христос. И во Христе Иисусе мы с вами получаем удивительную, парадоксальную, уникальную возможность созерцать Бога. Не случайно на просьбу Апостола Филиппа: «Господи, покажи нам Отца», Иисус Христос отвечает: «Видевший Меня видел и Отца». И Господь Иисус Христос приносит в мир совершенно новое, удивительное, революционное откровение о Боге: оказывается, Бог – это все-таки не страх, а Бог есть Любовь. И, притом это Любовь не декларативная, не умственная, это Любовь, которая была явлена самим поступком Бога, самим делом, а именно Его крестной смертью, распятием и воскресением. Это Любовь, которая была основана на жертве, и жертва эта была принесена за спасение нас с вами грешных. Это, действительно, удивительное откровение. Не случайно именно Великим постом мы с вами призваны в созерцание жертвы Христовой, а этому будет посвящена в особенности последняя седмица Великого поста, Страстная седмица, попытаться еще раз приобщиться к тайне нашего спасения и почувствовать в ней не только трагизм, не только скорбь, не только радость Воскресения, но почувствовать и эту самую удивительную, потрясающую, парадоксальную, всеобъемлющую, неосмысляемую Божественную Любовь, и пойти вслед за этой Любовью, потому что мы призваны идти вслед за Христом. Это очень непростой путь. Это путь, который требует жертвы, безусловно, уже с нашей стороны. А любая любовь требует жертвы. Там, где нет жертвы, там, конечно же, нет и любви. Но это единственный путь ко спасению. И именно эту истину мы с вами призваны особенно глубоко, особенно явно осознать именно Великим постом. Аминь.

 

 

 

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Почтовый адрес монастыря
197022 Санкт-Петербург, а/я № 2
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →