Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Отдайте, молельщики, Богу ваше сердце, то любящее, искреннее сердце, которым вы любите своих детей, родителей, благодетелей, друзей, в котором вы ощущаете сладость непритворной, чистой любви.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

«Бог есть Любовь».

 Протоиерей Димитрий Галкин. Проповедь 21 марта 2015 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня на Литургии мы с вами слышали Евангельское чтение об исцелении глухонемого. Евангелие нам приводит несколько примеров исцелений слепых и глухих. И эти Евангельские чтения не случайно помещаются Церковью в число воскресных и субботних Евангельских чтений, то есть чтений особой важности. Почему? Потому что речь в них идет не только о физических исцелениях от недугов, речь идет о том образе человечества, о той ситуации, в который мы все с вами сейчас находимся.

Дело в том, что после грехопадения человек потерял возможность видеть Бога лицом к лицу. Мы с вами можем лишь чувствовать Бога и не более того, и в этом смысле мы с вами и слепы и глухи. Эта самая невозможность видеть Бога – для всех нас является, конечно, тяжким испытанием и искушением. Парадокс заключается в том, что творение Божие, видимый окружающий мир, материальный, мы с вами можем прекрасно осязать, можем к нему приобщаться, препарировать его, исследовать, но вместе с тем видимый окружающий мир — это всего лишь творение Божие, а вот самого Творца мы с вами видеть не можем. Мы можем лишь только в Него веровать и не более того.

Конечно, вера – это очень широкое понятие. Вера – это не только констатация умозрительного факта бытия Божия, вера – это и возможность приобщения к Богу, чувствование Его. Веру можно уподобить положению слепца. Вот слепец не видит солнца, но он все-таки чувствует его тепло, он чувствует присутствие солнца. Вот так примерно и мы с вами по отношению к Господу Богу. И вот, что удивительно: конечно же, человек с древнейших времен всегда пытался обобщить опыт веры, обобщить свой религиозный опыт. И в конечном итоге это обобщение свелось к одной фразе, и она характерна для всех древних религий, в том числе и для религии ветхозаветной. Фраза эта может нас несколько испугать – «Бог есть Страх». Ведь, в самом деле, страх, и никто с этим спорить не станет, играет огромную роль в религиозной жизни человека. Именно тогда, когда мы находимся в опасности, может быть, даже смертельной, мы чувствуем всей глубиной своего сознания, каждой клеточкой своего тела, свою хрупкость и уязвимость. Именно в таких ситуациях мы чувствуем дыхание вечности, и такие ситуация могут изменить жизнь человека. Притом, это может и не быть непременно страх смерти, это может быть страх болезни, страх за ближних, но, так или иначе, конечно же, страх, он побуждает человека к Боговедению. Не случайно Священное Писание говорит: «…начало Премудрости – Страх Господень».

Вместе с тем идея Бога, конечно, в любой религиозной системе всегда ассоциировалось с идеей Божественной справедливости. А там, где справедливость, там и суд. И мы-то с вами понимаем, что мы живет неправильно, мы – грешны, поэтому боимся Суда, безусловно. И в этом смысле опять же Бытие Божие ассоциируется у нас со страхом.

В конце концов, Бог – это существо загадочное, а все загадочное тоже вызывает трепет. Поэтому ветхозаветное религиозное сознание и умещается в эту фразу: «Бог есть Страх».

Не случайно ветхозаветные евреи, еще ранних этапов иудаизма, допустим, Исхода, считали, что их Бог Яхве – это Бог грома и молний. Конечно, потом, много позже, ветхозаветные пророки прояснили, что, нет, Яхве – это не Бог локальных природных явлений, это Творец всего, Творец неба и земли. Но это случилось позже, а первоначально идея ассоциировалась именно со страхом. Не случайно через весь Ветхий Завет рефреном проходит фраза: «Невозможно увидеть Бога и остаться в живых».

Но вот 2000 лет назад совершается удивительное чудо, равного которому не было в истории человечества. А именно в наш с вами мир, мир глухих и духовно слепых, является Сам Бог в том образе, в котором человек Его может увидеть и воспринять – в образе человека. Рождается Богочеловек Иисус Христос. И во Христе Иисусе мы с вами получаем удивительную, парадоксальную, уникальную возможность созерцать Бога. Не случайно на просьбу Апостола Филиппа: «Господи, покажи нам Отца», Иисус Христос отвечает: «Видевший Меня видел и Отца». И Господь Иисус Христос приносит в мир совершенно новое, удивительное, революционное откровение о Боге: оказывается, Бог – это все-таки не страх, а Бог есть Любовь. И, притом это Любовь не декларативная, не умственная, это Любовь, которая была явлена самим поступком Бога, самим делом, а именно Его крестной смертью, распятием и воскресением. Это Любовь, которая была основана на жертве, и жертва эта была принесена за спасение нас с вами грешных. Это, действительно, удивительное откровение. Не случайно именно Великим постом мы с вами призваны в созерцание жертвы Христовой, а этому будет посвящена в особенности последняя седмица Великого поста, Страстная седмица, попытаться еще раз приобщиться к тайне нашего спасения и почувствовать в ней не только трагизм, не только скорбь, не только радость Воскресения, но почувствовать и эту самую удивительную, потрясающую, парадоксальную, всеобъемлющую, неосмысляемую Божественную Любовь, и пойти вслед за этой Любовью, потому что мы призваны идти вслед за Христом. Это очень непростой путь. Это путь, который требует жертвы, безусловно, уже с нашей стороны. А любая любовь требует жертвы. Там, где нет жертвы, там, конечно же, нет и любви. Но это единственный путь ко спасению. И именно эту истину мы с вами призваны особенно глубоко, особенно явно осознать именно Великим постом. Аминь.

 

 

 

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Адрес монастыря
Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45
Проезд: ст. метро "Петроградская"
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →