Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Как всякое благо для нас есть Бог, так всякое зло, всякая мерзость греха есть диавол. Простое сердце, наученное Богом, умеет сочетаваться с Богом и не иметь никакого общения с диаволом.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Спас Нерукотворный

Священномученик Серафим (Звездинский)

18 августа празднуется святая икона Господа Иисуса Христа, называемая Нерукотворенным Спасом. Господь, как известно, отпечатлел образ Свой на убрусе и послал больному князю Авгарю. И у нас есть убрус, на котором отпечатлевается или образ Господа, или же врага его дьявола.

Убрус — наша душа.

Рассмотрим, как бывает изображен на нем дьявол. У него два главных свойства, отличительные особенности, и когда душа являет их в себе, то сейчас же на ней отпечатывается изображение диавола. Когда душу наполняет дьявольская гордость, тщеславие, самовозношение, самодовольство, знай, на убрусе души твоей начертана гордая голова дьявола. Дьявол всегда немирен, бунтует, ропщет, мятется, и если душа наполняется не миром, ропотом, бунтом, то значит, на полотне души изображено и сердце дьявола, бунтующее и мятежное.

Таковы главные отличительные признаки дьявольского образа в душе, но есть и другие. Дьявол постоянно завидует, ревнует, гневается. Глаза его исполнены зависти и гнева. Завидовал он Богу, завидовал блаженству первых людей и погубил их, завидует и нам, если имеем что доброе, всячески стараясь уничтожить, погубить семена добра. Завидует всем, кто получает то, чего у него нет.

Когда зависть и гнев в нас, это признак, что обозначилась не только голова дьявольская, но и глаз его завистливый и гневный. Когда клевещем, тогда и уста дьявольские, всегда осуждающие, укоряющие, клевещущие, обрисованы на убрусе нашей души. Ухо дьявольское любит слушать осудительные, укорительные речи. Когда мы слушаем с услаждением, еще и сами вставляем словечки, без сомнения начертано у нас в душе и ухо дьявольское. Весь же облик начертан в душе. И голова гордая, и глаза завистливые и гневные, и уста, полные осуждения, укоров и клеветы, уши, услаждающиеся слушанием осудительных речей, сердце бунтующее, и весь облик дьявольский, нечистый и срамной.

Надо как можно скорее стереть это изображение и начать писать образ Господа. Стирается дьявольское изображение слезами покаяния и исправлением.

Образ Господа совсем иной: глаза и голова опущены долу, как знак беспредельного смирения, глаз кроткий и радующийся чужому счастию и удаче; уста, никогда никого не осуждающие, наоборот, благословляющие; уши, никогда не слушающие греховных речей; сердце, полное безграничного мира и покорности. Весь облик исполнен чистоты.

Святые начертали образ Господа в душе своей, а изображения дьявольского или совершенно не имели, или стерли. Не сразу удается стереть дьявольское изображение. Подобно тому как художнику, который старается стереть прежний рисунок, чтобы написать новый, это полностью не удается, так и нам, когда подвизаемся, каемся, плачем, стараемся, но не сразу можем стереть дьявольский облик. Бывает: сотрешь главу, наполнишь душу смирением, смиряешься перед обидящими, а сердце еще бунтует и ропщет.

Не унывай: как удалось стереть главу дьяволу, так с помощью Божией сотрешь и сердце. Сотрешь сердце, но тревожишься еще помыслами нечистыми, значит, облик дьявола еще в тебе. Не унывай: можешь подвигом и слезами стереть и его. Мало-помалу сотрешь все изображение, и с Божией помощью напишется в душе твоей образ Господа.

18 (30) августа 1921 г.
г. Дмитров

«Твой я, Господи!..» Жизненный путь и труды священномученика
Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского
М.: Изд-во ПСТГУ, 2015 г.

Вверх ↑