Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Вси вы братия есте [Мф. 23, 8]. Любите друг друга [Иоан. 15, 17]. Церковь – Божие, как бы великое, святое семейство, в котором Бог – Отец, Пресвятая Богородица, Матерь Господа Иисуса Христа – Матерь наша. Ангелы и святые человеки – старшие братья, и мы все – братья единоутробные, порожденные Церковью в одной купели крещения Духом Святым.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

В Троице-Сергиевой лавре завершился первый день работы конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»

24 сентября 2019 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре завершился первый день работы международной научно-практической конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации».

Работу конференции возглавил архиепископ Каширский Феогност,  председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству. В президиуме пленарного заседания присутствовали митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Смоленский и Дорогобужский  Исидор; архиепископ Верейский Амвросий; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Воскресенский Дионисий; епископ Звенигородский Питирим.

В приветственном слове, обращенном к участникам, архиепископ  Феогност передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и выраженную Его Святейшеством надежду на то, что ответы на вопросы, которые будут обсуждаться в ходе работы конференции, помогут монастырям в организации их жизни. Владыка Феогност призвал участников к искренности и открытости. Подчеркнув важность избранной темы, Его Высокопреосвященство напомнил, что жизнь в монастырях будет развиваться, пока существует опора на монашескую традицию и предложил поделиться опытом осуществления миссии монастырей в современном мире.

С первым докладом «Миссия монашества: исторический аспект» на пленарном заседании выступил архимандрит Дамаскин (Лебедь), кандидат богословия, преподаватель, заведующий библиотекой и Церковно-археологическим музеем Киевской духовной академии и семинарии. Отец Дамаскин развернул перед слушателями всю панораму исторического развития монашества от зарождения в пустынях Египта и Палестины до ХХ века, останавливаясь на таких значительных моментах, как роль монашества в период Вселенских Соборов и в противостоянии иконоборчеству, продвижение монашеских институтов на Запад и деятельность преподобного Бенедикта Нурсийского, возникновение и расцвет иноческой жизни на Афоне. Говоря о многовековой истории монашества на Руси, докладчик особо подчеркнул экономическое и религиозно-просветительное значение обителей, упомянул о феномене ученого монашества и уникальном явлении старчества. Подводя итог этому историческому экскурсу, архимандрит Дамаскин отметил, что хотя монашеское движение по своей идее стремилось к бегству из мира и, по преимуществу, к спасению собственной души, тем не менее, на протяжении всей истории своего существования монашество осуществляло и осуществляет очень важную миссию в Церкви: это духовная помощь и просвещение, деятельное служение людям, распространение, хранение и утверждение истинной веры.

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор в своем выступлении «Современная миссия монастырей в свете древних монашеских традиций» напомнил собравшимся изречение преподобного Макария Оптинского о том, что «монашество есть совершенное христианство». Проходя духовный путь подвига и молитвы, монашествующие тем самым совершают важнейшую культурную и смыслообразующую миссию в обществе. Монах проповедует о Христе своей жизнью и молитвой. Он становится орудием Бога в этом мире, примером для окружающих людей, ориентиром в их собственном духовном возрастании. Мир приходит к монаху, чтобы вкусить тишину и покой, которые не может обрести. Просветительскую миссию по отношению к миру выполняло и служение старцев, зародившееся в обителях и за короткий период распространившееся далеко за пределы  монастырской ограды. Народ всегда нуждался в разумных и духовно зрелых наставниках, а просвещение, по мысли докладчика, есть уникальная и наиболее эффективная форма социальной работы. Митрополит Исидор  привел также примеры открытия при монастырях богаделен, больниц и школ и обратил внимание на то обстоятельство, что иноки, посвятившие свою жизнь служению людям, не умаляются по сравнению с теми, кто проводил созерцательный образ жизни, чему есть немало подтверждений в святоотеческой литературе. Неотъемлемой частью служения монахов миру, по слову владыки, является проповедь Евангелия, но они не только распространяли веру, но и укрепляли ее в крещеных людях, чему также способствовало развитие паломничества в монастырях. Подытоживая свое выступление, митрополит Исидор сказал, что монастыри на протяжении всей истории были центрами духовной жизни, душепопечения и благотворительности, образования и миссионерства, и сегодня они призваны  вновь стать центрами духовного обновления народа. Однако служение всем христианам органически связано для монаха с необходимостью собственного аскетического подвига.

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в докладе «Монастырь и мир: принципы и пути взаимодействия» остановился на мысли о том, что мир, как творение Божие, заслуживает сострадания и милосердия от того, кто любит Бога. Отношение к миру остается для современного монаха индикатором состояния его души. Обратившись к житийной литературе, владыка привел примеры святых, проявлявших милость даже к тем, кто причинял им зло, ненавидел и гнал их. Целью любой деятельности и любых взаимоотношений иночества с миром всегда было и остается спасение собственных душ, приобретение при общении с миром терпения, благодарности и других добродетелей. Мир же, в свою очередь, ждет от монастырей участия в судьбах страдающих людей. «Опыт жизни в монастыре и настоятельства в обители убедил меня в том, что самым востребованным служением монастыря миру сейчас стало умение вести терпеливый диалог о самом главном», – поделился настоятель Успенского Второафонского Бештаугорского монастыря. Любое дело – музей, издательство или летний лагерь при монашеской обители, который как лагерь «Зеленый Афон»,  действует при Успенском монастыре, всё, что делают миряне рядом с насельниками обителей, – может стать лучшей проповедью Христа и Его жизни для мирянина и помочь иноку совершенствоваться в любви к ближнему.

Епископ Воскресенский Дионисий, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, раскрывая тему «Цели и задачи монастырей в условиях современности», сказал, что ответ на вопрос, какими должны быть цели и задачи, зависит от того, кто их перед монастырями ставит. Если речь идет о монашествующих, то целью и задачей существования монастыря остается необходимость быть одновременно и мастерской, и больницей. «Мастерской святости, где гордость переплавляется в смирение,  из лености выпекается трудолюбие, из нерадения Господь посредством исполнения монастырского устава, личных подвигов инока и наставлений опытных братий делает его ревностным и избавляет от страстей», – уточнил владыка. И если ничего этого с нами не происходит, то есть повод задуматься о том, правильно ли мы проводим свою жизнь в монастырских стенах.

Православный народ, в свою очередь, во множестве посещающий монашеские обители, и даже самые отдаленные, ставит перед монастырями самые разные цели и задачи, но большей частью все же просит у насельников молитвы. Монахи хорошо знают, что молитва – это дар, который надо заслужить. Это и источник вдохновения, и нить в темном лабиринте минотавра – житейского духа, и способ исцеления души… Враг рода человеческого тоже это знает и потому прикладывает все усилия, чтобы отвлечь иноков от молитвы. Но молитва была и остается главной целью и задачей существования монастыря, как для его насельников, так и для тех, кто обращается к ним со своими нуждами. Далее епископ Дионисий поделился с монашествующим размышлениями о том, какие именно трудности испытывает инок на пути стяжания молитвы, и личным духовным опытом, приобретенным в монастыре. Владыка также предложил участникам конференции рассказать, как они откликаются на просьбы паломников и своих прихожан о молитве и что помогает им в их молитвенном делании.

Завершил пленарное заседание доклад представителя Сербской Православной Церкви иеромонаха Исидора (Ягодича), проректора Призренской духовной семинарии, «Монашество как свидетельство Христа (на примере монашества в Косово)». Выступление отца Исидора произвело большое впечатление на аудиторию, так как оно являло замечательный синтез: с одной стороны, богословского взгляда на монашество как на дар Святого Духа, данный Церкви в таинстве и служащий для ее строения, и, с другой, – живых примеров исходящего от монахов свидетельства и благовестия миру Христа, христианской любви и Царства Небесного «как конечной реальности существования». Усилия монаха «состоят в том, чтобы всё вошло в спасительное единство с Богочеловеком, и поэтому монахи молятся за весь мир, любят весь мир и не хотят, чтобы что-либо в мире погибло. Монашество – это образец соборной духовности, забота обо всем творении Божьем», – сказал отец Исидор.

Монашество Сербии находится в ситуации, когда его возможности ограничены отнюдь не свободным отказом от мира и свободно принятым на себя, при содействии Божией благодати, благим игом Христовым. Это жизнь в условиях постоянного внешнего давления – с невыдачей документов и, следовательно, угрозой депортации, с запретами на строительство или восстановление разрушенных храмов, жизнь в атмосфере если не открытой, то косвенной агрессии и негатива. И в этих условиях являются такие удивительные примеры, как существование монастыря Успения Пресвятой Богородицы в Джаковице, где старушки-монахини, оставшиеся в чуждом окружении, не хотят покинуть святое место, служат Богу и как истинные юродивые во Христе свидетельствуют о Сыне Божием и готовы умереть за Него. То, что такое свидетельство не бывает бесплодно, говорит пример Дечанского монастыря, в годы войны открывшего врата для беженцев и ныне продолжающего помогать нуждающимся, в том числе мусульманам. Христова любовь, явленная монахами миру, совершает чудеса: многие иностранные солдаты, охраняющие монастырь, стали христианами – тайными или даже явными. В монастыре в Будисавце три оставшиеся старые монахини своим смирением пробудили любовь и сочувствие местной полиции, и теперь люди другой веры, бывшие непримиримыми врагами православия, готовы бескорыстно помогать им в повседневных делах.

«Монашеские общины или монастыри как носители христианской жизни всегда были в Церкви силой, которая ориентирована на служение, – сказал в заключение отец Исидор. – Монашеская жизнь устремлена к Царству Небесному, и поэтому она кажется отречением от мира; однако, на самом деле, это  борьба за обеспечение вечной жизни человеку и миру… Монашество – это ободрение для всего мира и постоянный передатчик оптимизма, пропитанный свидетельством Распятого и Воскресшего Христа».

После перерыва конференция продолжилась в рамках дискуссии «О внутреннем делании и молитве в современных монастырях», ведущим которой выступил епископ Воскресенский Дионисий, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Президиум дискуссии составили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы; игумен Петр (Мажетов), настоятель мужского монастыря Свято-Косьминская пустынь Серовской епархии; игумен Исаакий (Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии;  игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Нижегородской епархии.

Настоятель монастыря Свято-Косьминская пустынь игумен Петр (Мажетов), отвечая в своем выступлении на вопрос «Что такое трезвомыслие», предложил монашествующим рассмотреть святоотеческий и иконографический образы монаха. Отец Петр напомнил, что один из ангельских образов – это образ с так называемой хризмой, то есть зерцалом или сферой. Такое зерцало, по мысли игумена, дано не только ангелам, но и монахам – это познание Бога внутри своего сердца. Если монах стремится к этому, то он мыслит по-настоящему трезво, по-монашески. Далее в своем выступлении игумен Петр подробно остановился на том, что мешает иноку молитвенно видеть Христа в своем сердце, проиллюстрировав примером о синдроме Кесслера (угрозы невозможности освоения космоса из-за загрязнения человеком космическим мусором околоземной орбиты) увлечение монахов разными видами деятельности. «Научиться видеть Христа в сердце, отрекаться от мирских интересов ради Него – это первый и основной признак монашеского трезвомыслия», – подытожил докладчик, переходя к рассуждению о том, как стяжать трезвомыслие. Душа монаха черствеет, если он пренебрегает собственным спасением, и тогда он неизбежно начинает думать о мирском, например, о том, как комфортнее устроиться в монастыре. Чтобы этого не произошло, иноку необходимо выбрать, чем будут заполнены его ум и сердце. Но для того чтобы стать по-настоящему духовным человеком, необходим подвиг. Внимательная молитва, памятование о своих грехах и память смертная, болезненное смирение перед ближним ради Христа, терпение болезней и немощей с благодарственной молитвой, отсечение своей воли ради духовного преуспеяния – вот, пусть кажущиеся простыми, делания, помогающие иноку обрести «огненные крылья».

Настоятель Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупове Рязанской епархии игумен Исаакий (Иванов) озаглавил свое выступление «Трудности и ошибки в молитвенном делании». В соответствии с заявленной темой отец Исаакий  посвятил большую часть доклада практическим моментам и конкретным проблемам, с которыми приходится иметь дело руководителю монашеского братства. Интересны были его рассуждения о том, как по-разному содействуют внутренней молитве те или иные послушания. Благотворной оказывается такая монастырская практика, когда со временем для каждого насельника выбирается определенный круг послушаний, более способствующий его духовному развитию и углублению молитвы. При этом сетования на «неподходящие условия» для молитвы обычно не имеют под собой достаточных оснований, заметил игумен Исаакий. Монаху нужно с самого начала вооружиться твердым намерением, самоотвержением и решимостью бороться со страстями. Тогда всем известный период отступления первоначальной «призывающей благодати» и ослабления в ревности к молитве он сможет пройти с наименьшими потерями. Печальные случаи не сложившихся монашеских судеб, которые тоже описал отец игумен, очень часто бывают связаны с тем, что внешне ревностная молитва не соединена со вниманием, благоговением перед Богом и покаянием, а также смирением в принятии наставлений духовников, священства и опытных братий.

Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Нижегородской епархии, в докладе «Молитва и трезвение по учению преподобного Серафима Саровского» напомнила: преподобный Серафим – единомысленно со святыми отцами – учил о том, что в основе спасения лежит умное делание, или трезве́ние, которое состоит из внимания к помыслам и непрестанной молитвы. Стяжание добродетелей происходит только внимательным хранением ума. Началом премудрости преподобный Серафим, вслед за пророком Соломоном, называл страх Господень, от которого зарождается в человеке внимание и внутренний покой. Средством же единения с Богом является молитва. Батюшка Серафим учил сдерживать гнев и соблюдать сердце от непристойных желаний, чтобы оно могло сделаться обителью для Самого Бога. Необходимо также беречься от блуждания мыслей и учиться различать действия злого духа в человеке. Указанный преподобным Серафимом путь возможен и в наше время, для этого нужна решимость, так как «благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде: Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки (Евр. 13:8)», – сказала в завершение своего выступления матушка Сергия.

Следующий доклад «Волк  в овечьей шкуре: самые опасные помыслы для монаха» представила вниманию слушателей игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря (Белорусский экзархат). Сказав, что святые отцы всегда придавали борьбе с помыслами первостепенное значение в духовной жизни, игумения Евдокия вначале всесторонне рассмотрела значение слова «помысел» и характеристики, которые были даны ему в святоотеческих писаниях и толкованиях, затем обратилась к рассуждению о помыслах, особенно опасных для монаха, и о путях борьбы с ними. Самые опасные помыслы – те, которые кажутся благовидными и правильными, а на деле приносят смущение и отчаяние и могут разрушить всю духовную жизнь. Для различения помыслов требуется мудрость, поэтому необходимо прибегать к духовному руководству, частому исповедованию, воспитывать в себе навык внутреннего контроля и отсечения помысла при самом его появлении, – как советовал глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов; † 1991), духовник сестер Спасо-Евфросиниевского Полоцкого монастыря и самой матушки. Игумения Евфросиния также рассказала о том, что в Полоцкой обители есть зримое подтверждение мысли, что тот, кто победил греховный помысел, получает венец от Господа: среди уникальных, XII века, росписей Спасского храма находятся две фресковые композиции, повествующие о старце и его ученике, который сумел семикратно отсечь помысел непослушания и семикратно был увенчан Богом за этот подвиг.

Настоятельница Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино игумения Сергия (Щербакова) в своем докладе «Оптинские старцы о борьбе с помыслами – советы монахам», по ее собственному замечанию, лишь кратко коснулась «обширной, почти двухсотлетней, оптинской духовной традиции в самом ценном и оригинальном ее аспекте». Тем не менее, в этом выступлении ясно и убедительно были представлены примеры духовных «методик», с помощью которых великие Оптинские старцы наставляли людей и лечили их души. Все разновидности духовной брани монаха и их причины тщательно разобраны в письмах старцев. Чаще всего проблемы коренятся в высокой самооценке, унынии при неблагоприятных внешних обстоятельствах, в искаженном взгляде на окружающих людей. «Мудрость и терпение, которые имели Оптинские старцы, оказывая помощь своим духовным детям, проявлялись не только в простом и ясном объяснении характера мысленной брани, тонкости и лукавства вражьей работы, но и в предлагаемых ими путях преодоления этих козней, посрамления врага, духовного возрастания в невидимой брани», – сказала матушка Сергия. Среди таких путей преодоления помыслов игумения назвала «немедленное приведение сердца в состояние сокрушения и смирения», осознание чужеродности помысла и молитвенное его отвержение, подробное откровение помыслов духовному наставнику, готовность понести «укоризну, досаду, поношение, насмеяние и прочие неприятности для самолюбия и гордости». Очень важный, высокий этап борьбы с помыслами – приобретение навыка непрестанной Иисусовой молитвы. Главное же, по совету преподобного Варсонофия Оптинского, – сохранять откровенность, простоту и искренность чувств, любовь во Христе. Это оружие, которым будут разрушаться любые нападения врага, всегда стремящегося овладеть человеком, в первую очередь, посредством помыслов.

Завершил выступления участников дискуссии игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга. Свои размышления о внутреннем делании и монашеской молитве он озаглавил словами преподобного Силуана Афонского: «Мир стоит молитвою». Молитва с духовной точки зрения является нашим откликом на любовь и милость Бога – это просьба о спасении, благодарение, славословие, стремление, в подражание Богу, явить любовь к ближним. Продолжая эту мысль, отец игумен предложил рассуждение о том, какой может быть молитва в условиях православного общежительного монастыря.

Говоря о храмовой молитве, он подчеркнул, что считает правильным, когда в монастыре не только индивидуально, келейно, но литургически ежедневно поминаются родные насельников. Монахи покидают мир, но в большинстве случаев сейчас контакты не рвутся полностью, поэтому иноку важно знать, что о его близких молитвенный долг любви исполняет соборно все братство.

Отец Флавиан обратил также внимание на современные особенности совершаемой в монастырях молитвы о внешнем мире. Монахи живут не в безвоздушном пространстве. Новости о происходящих в мире событиях вместе с чьими-то оценочными суждениями так или иначе проникают сквозь монастырские стены. Настоятелям и настоятельницам необходимо заботиться о том, чтобы братия и сестры могли приблизиться к трезвому и спокойному понимаю коллизий внешнего мира. Для этого нужны и полезны братские собеседования на волнующие темы, которые помогали бы оберегать духовную чистоту и покой обители. Помощь, рассуждение и благословение духовного наставника обязательно требуются также в том случае, когда кто-то пожелает предпринять сколь-нибудь длительный молитвенный труд. «И при этом даже маленькая молитва, даже просто молитвенное воздыхание, но сказанное от чистого сердца, с желанием помочь, может очень многое, создает атмосферу братства, основанного на надежности взаимной поддержки», – заключил игумен Флавиан.

Подводя итоги первого дня работы форума, ведущий дискуссии, епископ Воскресенский Дионисий поблагодарил игуменов и игумений за плодотворную работу и выразил слова признательности архиепископу Каширскому Феогносту, председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству и игумении Иулиании, заместителю председателя СОММ за организацию конференции, а также за возможность встретиться и вместе обсудить духовные вопросы монастырской жизни.

25 сентября конференция продолжит работу. Состоится круглый стол, посвященный практическим аспектам принятия в монастырь и духовного окормления молодых послушников, а также пройдет заседание секции «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов».

Источник: monasterium.ru

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Адрес монастыря
Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45
Проезд: ст. метро "Петроградская"
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →