Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его, а ненависть мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя, - тот глупее всех глупцов.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Воскресное Евангелие. Толкование преподобного Иустина (Поповича)

Евангелие от Матфея, глава 14, стихи 22–34

14.22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

14.23. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

14.24. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

14.25. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

14.26. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

14.27. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

14.28. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

14.29. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

14.30. но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

14.31. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

14.32. И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

14.33. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

14.34. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Толкование преподобного Иустина (Поповича)

Чудо с пятью хлебами и двумя рыбами вызвало целый переворот в душе народа; народ говорил: Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мip (Ин. 6, 14). Однако это удивление вылилось в намерение, противное Христу, а именно: народ хотел взять Иисуса и сделать Его царем (ср.: Ин. 6, 15), не ведая, что Царство Христово не от мiра сего (Ин. 18, 36).

14, 22. Но чтобы и ученики, изумленные чудом, но еще не имевшие чистых, новозаветных воззрений о Мессии, не поддались этому не сообразному со Христом желанию народа, тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. «Словом понуди Евангелист выражает, что ученики неохотно разлучались с Ним»1. Спаситель отсылает их одних на противоположный берег моря, чтобы каждый из них размышлял о тайне небесного чуда, чтобы каждый был со своим коробом и проник в его [то есть короба] Богочеловеческую тайну. Кроме того, хотел Он преподать наставление своим ученикам — не стремиться к людской славе и не всегда исполнять прихоти народа. Сказано: пока Он отпустит народ — то есть пока Он успокоит народ, объяснив ему, что цель Его пришествия на землю — основание не царства земного, а Царства Небесного = Церкви.

14, 23. Евангелист благовествует: И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине. «Для чего Господь восходит на гору? Чтобы научить нас, сколь удобны пустыня и уединение, когда нужно молиться Богу. Для того Он часто уходит в пустыни и неоднократно проводит там ночи в молитве, уча нас избирать такое время и место, которые бы нас располагали к спокойной молитве. Пустыня есть матерь [молитвенного] безмолвия, покой и пристань, укрывающая нас от всякой тревоги»2.

14, 24. Пока Спаситель молится, ученики борются со штормом. В Свое отсутствие Он позволяет найти на них страшному искушению, дабы почувствовали они свою крайнюю немощь без Своего Учителя. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. Буря внешняя производит бурю внутреннюю, сильное смятение в душах [Апостолов]. Страх возмутил море их душ до самого дна; всю ночь рьяно сопротивляются они сей сугубой буре, сражаясь, как осужденные на смерть. Господь Иисус попускает это, чтобы усилить в них чувство беззащитности и жажду Его присутствия.

14, 25. И лишь в четвертую стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю (ср.: Мф. 14, 25); лишь в четвертую стражу, то есть между тремя и шестью часами по полуночи, научая их тем самым «не искать скорого избавления от окружающих бедствий, но мужественно переносить все, что ни случится»3.

Идя по морю, Господь Иисус показывает, что имеет власть и над водой, что вода распознает в Нем своего Бога и Творца, что закон тяготения для Него не [является] необходимым. Но именно этот факт и непонятен для человеческого разума: ведь все это означает совершенно новое отношение человека к воде и к земной гравитации, — и от этого души Апостолов, да и вообще всех людей, наполняются страхом, который рано или поздно выливается наружу.

14, 26—27. Евангелист продолжает: И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали (ст. 26).

Христово шествие по морю — для учеников лишь новый страх, прилагающийся к их ужасу от бури. Спаситель позволяет их боязни усилиться до предела, до крика о помощи, чтобы очевидность чуда стала для [Апостолов] как можно более осязаемой. «Христос не рассеял тьмы и не вдруг открыл Себя ученикам, чтобы продолжительностью страха укрепить их… и приучить к терпению»4. Чем больше возрастает их испуг, тем необходимее для них Христова помощь. И лишь когда от страха они вскричали… Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь (ст. 27): не страшитесь шторма, превозмогшего вашу малую телесную и духовную крепость, и не бойтесь Меня, ибо имею Я силу над сей ужасной и яростной бурей.

14, 28. Слова Иисуса вливают мужество во взволнованные души учеников, и пламенный Петр говорит: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. «Видишь ли, — отмечает святой Златоуст, — сколько жара, сколько веры — хотя Петр оттого и подвергается часто опасностям, что домогается чрезмерного? Так и здесь он просит слишком многого: впрочем, из одной любви, а не из хвастовства… Петр был уверен, что Иисус может не только Сам ходить по морю, но вести и других, и желает скорее быть близ Него»5.

14, 29-30. Господь же сказал Петру: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу (ст. 29); шел он верой в Иисуса и любовью к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня (ст. 30).

Верою Петр побеждает море — такой верой, которая верит в то, что для людского ума непостижимо. Но как только эта вера дала сбой, Петр утратил эту чудодейственную силу и начал тонуть. Такова природа веры: приразится ли к ней сомнение, нанесет ли оно ей лишь малую царапину, — этот изъян тотчас превращается в живую рану, мало-помалу разъедающую [всю] веру, пока всецело ее не поглотит.

14, 31—33. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих (ст. 31-32). Святой Златоуст богомудрствует: «Почему Господь не велел уняться ветрам, а сам простер руку и поддержал Петра? Потому что нужна была Петрова вера. Когда с нашей стороны есть недостаток, то и Божественное действие останавливается. Итак, желая показать, что не стремление ветра, но Петрово маловерие произвело такую перемену, Господь говорит: маловере, почто усумнелся ecи? Следовательно, он легко устоял бы против ветра, если бы в нем не ослабела вера. Потому-то Господь, поддержав Петра, не остановил дуновения ветра, желая показать, что ветер не вредит, когда крепка вера»6. И, когда вошли они в лодку, ветер утих: перестал дуть ветер и своим умиротворением завершил сие необычайное Христово чудо, породившее в душах очевидцев убеждение и исповедание того, что Иисус — это Сын Божий. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий (ст. 33).

Своим хождением по морю Спаситель явно и неопровержимо показывает, что человек создан для того, чтобы обладать природой, иметь над нею власть. Все, что делал Богочеловек Христос, делал Он для того, чтобы явить и удостоверить, что все это может делать и человек, — но только с помощью Богочеловека: только тогда, когда верою в Богочеловека он себя обогочеловечит. Доказательство сему? Апостол Петр и прочие святые чудотворцы. В них человек, при содействии Богочеловека, пришел к себе настоящему, подлинному, обрел свою истинную силу и всемогущество, так что стал способен владычествовать над природой и ее стихиями.

14, 34—36. Апостольское исповедание того, что Иисус — воистину Сын Божий, Господь Иисус немедленно подтверждает многочисленными исцелениями в земле Геннисаретской. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую (ст. 34).

Преподобный Иустин (Попович)
Собрание творений: Т. 5: Толкование на Евангелие от Матфея
М.:Паломник, 2014

___________________

1 Святитель Иоанн Златоуст.  Беседа 49, 3

2 Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 50, 1

3 Там же

4 Там же

5 Там же

6 Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 50, 2

Вверх ↑