Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Вси вы братия есте [Мф. 23, 8]. Любите друг друга [Иоан. 15, 17]. Церковь – Божие, как бы великое, святое семейство, в котором Бог – Отец, Пресвятая Богородица, Матерь Господа Иисуса Христа – Матерь наша. Ангелы и святые человеки – старшие братья, и мы все – братья единоутробные, порожденные Церковью в одной купели крещения Духом Святым.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Божественное посещение

Старец Ефрем Филофейский (Мораитис)

Богоукрашенная добродетель

Желающий шествовать по пути Божию, по пути очищения, освящения и бесстрастия, сначала должен поразмыслить об обязательном долге, который взвалит на свои плечи: это долг перенесения искушений, откуда бы они ни происходили, и готовность к тому, что в нем с муками будет закаляться добродетель смирения.

Мы полны эгоизма, доброе мое чадо, и поскольку больны этой абсурдной, но тяжелой болезнью, то, как естественное следствие, терпим болезненное лечение на протяжении ряда лет, то есть искушения, доколе не научимся смирению на деле. В него облекся Господь славы, это – богоукрашенная добродетель. Но, доброе мое чадо, приобретается оно кровью сердца.

Божественное посещение

Скорбь — это инструмент, орудие, которое держит Бог в Своей руке. И Он Сам действует им со Сво­ей безграничной мудростью. К каждому человеку Он применяет его по-разному, в соответствии с ну­ждой, которая у того есть.

Скорбь во всем своем разнообразии освящает и делает непорочным того человека, который прини­мает ее с мудростью и знанием. Любая скорбь христианина — это Божественное посещение, которое, несмотря на то, что не нравится нашему естеству, как и больному не нравятся лекарства, посылается для нашего спасения сладчайшей десницей нашего Небесного Отца.

Если бы у нас не было скорбей, то мы разделили бы участь денницы, который, находясь на высоте славы и покоя, забыл о величии Божием и о своих малости и бессилии: поставлю престол мой на облаках и буду подобен Всевышнему (Ис. 14:12-14). И когда он так помыслил, Бог низверг его. И светлейший из Ангелов стал демоном, сатаною, диаволом, самым мерзким из всех творений Божиих. Мерзок он не по природе, потому что Бог все хоро­шо весьма (Быт. 1:31) сотворил, а по произволению лукав и бунтовщик!

Болезни и исцеление

Бог не требует в жертву наше здоровье, чтобы дать нам Свою благодать, ибо Бог не нуждается ни в чем, а человек нуждается. Господь попускает бо­лезни, но когда исцелит посредством их душу, тог­да достигает Своей цели. Тело не нужно Ему. Ему нужны любовь и смирение, и все это — для нашей пользы.

Болезни, скорби и страдания

Истина заключается в том, что болезни, скорби и страдания христиан соделывают очищение души и прощение грехов. У каждого христианина есть священный долг: какой бы крест ни возложил на него Бог, принять его беззлобным и простым серд­цем и поднять высоко на славную Голгофу. Иногда случается человеку ослабевать от труда и тяжести, но Бог посылает другого доброго Симона Киринейского (Мф. 27:32), то есть благодать терпения, дабы она подняла на Голгофу крест.

Когда мы терпим скорби — и душевные, и теле­сные, тогда обладаем верным свидетельством того, что Бог нас любит, и мы сопричислены к возлю­бленным Его чадам.

Придя на кладбище, мы видим на каждой могиле по кресту: где деревянный, где каменный, а где железный. Так и каждой христианской душе Бог дает свой крест: одному — железный, другому — деревянный, а третьему — каменный, как ведает о том премудрость Божия.

Главная цель Господня заключается в том, чтобы спасти драгоценную душу, независимо от того, страдает она или нет. Сам Иисус дарует и терпе­ние, и просвещение, дабы душа смогла донести свой крест.

Болезни — это труба, которая пробуждает дрем­лющую душу, вкусившую опьяняющего напитка неведения, беспамятства и забвения Бога.

Болезни овладевают душой, которой повредило беззаботное здоровье, чтобы понудить ее к пра­вильной жизни…

Никогда скорби нам не покажутся безбрежным океаном, если мы будем помышлять, что все управ­ляется и исходит от святой десницы Того, Кто лю­бит нас так, как никто из людей.

Заушения чистой любви никогда не наносятся с иной какой целью, кроме святой и спасительной! Господь говорит в святом Евангелии, что без воли нашего Небесного Отца и малая пташка не упадет на землю и что даже волосы на нашей голове сочтены (Мф. 10:29—30). Насколько уверяют нас эти слова в том, что все наши дела, слова и помышления из­вестны Богу и что ведает Он и о скорбях, которые посылаются по Его Промыслу и преследуют един­ственно святую цель!

Скорби наших болезней посылает святая рука бла­гого Бога. Наиболее действенное лекарство, при­носящее здоровье душе, — это телесная болезнь.

Твоя болезнь — все это дела благодати Божией, ко­торая, как некая кормилица, ухаживает за тобой, пока ты не возрастешь в опыте, потому что из того, что Бог попускает тебе страдать, видно, что тебе все еще необходимо это наказание.

Возложи все на Бога и скажи: «Боже мой, в Твои святые руки предаю свою болезнь. И когда Ты, любящий меня так сильно, пожелаешь меня исцелить, тогда пожелаю и я. Только молю Твою безмерную благость, не оставь меня, но всегда подавай мне терпение, чтобы понести мне свой крест, доколе не исполнится Твоя воля».

Болезнь и терпение

Вижу, чадо мое, и по опыту знаю, что когда человек переживает множество различных скорбей (будь они телесные или душевные) и переносит их с терпением и благодарением Бога, то уже этим самым Бог обязывается (благость и справедливость Божии нe оставят терпящего скорбь покорно и с благодаре­нием, но Господь обязательно утешит такого страдальца) послать ему Божественное утешение и оросить душу. Но если мы не терпим трудов и скорбей, то Бог не утешает нас и не дает Своей благодати.

Видишь, после страдания, когда ты приходишь в себя, как возгорается в тебе любовь Христова? Да, это награда за твой труд, за терпение. Если бы у тебя не было этой болезни, то не было бы и такой любви и утешения.

Посмотри: когда ты приходишь в себя, то чувствуешь себя младенцем. Так и бывает, когда Бог прощает твои грехи и ты освобождаешься от их бремени. Это награда за твое терпение в болезни.

Как терпишь, такую награду и получаешь.

Чадо мое, помышляй о святых мучениках. Чего только они не претерпели ради любви Христовой! Говори и ты: «Претерпи, смиренный, страдания болезни, дабы избежать вечных адских страданий!»

Эти мученики сознательно пошли на страдания мученичества, а ты страдаешь невольно. Но и это хорошо и принесет тебе достаточно большую пользу. Только с радостью и благодарением терпи наказание Господне.

Это и многое другое говори себе, пока не утешишь свою душу и не укрепишь ее в терпеливом ожидании.

Боль

Люди в этом мире, чадо мое, делятся на хороших и плохих, на богатых и бедных, на образованных и безграмотных, на благородных и безродных, на умных и глупых. Но всех их объединяет одно — боль, потому что все люди без исключения будут претерпевать в жизни боль. Как говорит и посло­вица: «Чудо, если кто был счастлив в своей жизни». Стало быть, все мы живем в царстве боли.

Мы знаем, что боль — это нечто личное, чему каж­дый должен противостоять сам. Это его крест, ко­торый он должен нести, подобно Спасителю мира Иисусу, подъявшему Свой Крест ради нас.

Итак, чадо мое, доверься руке Отчей, которая со­вершает  над  тобой  болезненную  операцию,  и успокойся. Познай, что боль послал тебе Бог, при­мирись с ней, дабы ты смог ей противостоять.

Я знаю, как это трудно, но и спасительно. Святые радовались в своих скорбях. Мы же хотя бы будем принимать их с терпением, и Бог не забудет и это­го маленького добровольного терпения Его воли, воли, которую выражает боль.

Чадо мое, когда тебе больно, собери свои душев­ные силы и постарайся понять смысл боли, через которую Бог открывает тебе небо.

Ты думаешь: «Как же Тот, Кто знает количество во­лос на нашей голове (Мф. 10:30), не ведает меры на­шей боли?» Нет, Он ведает. Положись с доверием нa нашего Небесного Отца.

Не отчаивайся. Вместе со Христом ты все пережи­вешь и станешь наследником безграничного до­стояния нашего Отца и Бога.

О, как благоприятно воздействует болью Бог на Свое чадо — человека! Если бы человек знал ду­шевную пользу, которую приносит боль, то молил­ся бы всю жизнь, чтобы терпеть различные боли, дабы в Божий банк, в Вышний Град, поместить ду­ховное золото, золото боли, дабы в то время, когда души будут получать награду за свои труды, боли и скорби, получить и ей золото блаженства.

Старец Ефрем Филофейский (Мораитис). Бог в пустынях Европы и Америки. Духовный азбуковник. Алфавитный сборник. Издательство «Новое небо», М.: 2017.

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Адрес монастыря
Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45
Проезд: ст. метро "Петроградская"
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →