Иоанновский ставропигиальный
женский монастырь
официальный сайт г. Санкт-Петербург

Священство или вообще святые суть священные водоемы, из которых благодатная вода сообщается прочим верующим. Реки от чрева его истекут воды живы [Иоан. 3, 38].

Св. прав. Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Протоиерей Димитрий Галкин. Проповедь на Вознесение. 21мая 2015 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем праздник Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. На эмоциональном, психологическом уровне этот праздник для нас окрашен в несколько грустные тона. Как кажется, мы расстаемся с Воскресшим Господом, уходят от нас до следующего года радостные пасхальные песнопения, и само Богослужение сворачивается в сторону будничной канвы. Но, конечно, такое восприятие праздника является глубоко неверным. Очень важно понять, что праздник Вознесения Господня сконцентрирован на прославленном человечестве Воскресшего Христа. Также очень важно понять и осознать то, что два разных явления, а именно, Воскресение Христово и Его Вознесение – это суть две стороны одного и того же события. Когда мы говорим о Воскресении Христом, под этим надо понимать не оживление мертвого тела Христа, не возвращение к этой самой жизни, нам с вами хорошо знакомой в нашем бытии. Христос Воскресший воскресает в сферу Божественного. Где эта сфера находится? Традиционно мы ее ассоциируем с небом. Это правильно и неправильно. В Священном Писании Небо – это имя, под которым подразумевают Бога. Но эта сфера Божественного, Небесного не ограничивается небом. Господь сейчас и здесь, и на Небе, и где-то в иных запредельных мирах. Как говорит Священное Писание, «аще взыду на небо, Ты тамо еси, аще сойду во ад Ты тамо еси», то есть, Бог ничем не ограничен, и сфера Божественного, с одной стороны, сопричастна нашему бытию, с другой стороны, сфера Божественного выходит далеко не только за пределы нашего мироздания, но и нашего тварного бытия. Господь Иисус Христос воскресает как человек именно в сферу Божественного, и отныне по воскресении Он как человек не ограничен ничем. Знакомые нам пространственно-временные ограничения уже не действуют на Него. Поэтому когда Священное Писание говорит о том, что Христос Воскресший в течение 40 дней являлся ученикам, в частности являлся им в горнице, проходя «дверем затворенным», имелось в виду не то, что Воскресший Христос получил возможность проходить сквозь стены, нет, конечно же. Более точный перевод Священного Писания говорит не о явлениях Воскресшего, а о проявлениях. То есть Воскресший Господь всегда был с учениками, Он всегда здесь и сейчас с нами, но Он проявляется для чувственного восприятия тогда, когда угодно Его Святой воле. И не надо думать, что Господь, являясь, проявляясь ученикам, перестал проявляться для нас с вами в последующие века существования Церкви. Он проявляется ежедневно, проявится и сейчас, для тех, кто будет причащаться Святых Христовых Таин, ибо Воскресший и Прославленный Господь может соделать все, в том числе хлеб и вино Своим Пречистым Телом и Кровью и таким образом приобщить Себя нам.

Что же касается праздника Вознесения, то этот праздник, с одной стороны, описывает историческое событие, (оно описывается в Евангелиях, в книге Деяний святых апостолов) и одновременно несет на себе глубоко символическую нагрузку. Возносясь на небо, Господь тем самым указывает ученикам, что Его человеческая природа отныне приобщена самой глубине жизни Святой Троицы, тем таинственным глубинам, которые недоведомы и непостижимы нашему разуму. Это то, что в дальнейшем святые отцы поздних веков назовут обо́жением.

Вместе с тем праздник Вознесения имеет еще один важный догматический аспект. Христос возносится в сферу Божественного, но в то же время он не разрывает связи с нами, не случайно кондак праздника Вознесения настаивает на том, что Христос Вознесшийся пребывает неотступным по отношению к людям, Он не разлучается с ними, но отныне Он, Превознесенный Господь, есть Владыка и Господин всего тварного мироздания. Почему? В послании к филиппийцам апостол Павел приводит древний христианский гимн, который считается одним из древнейших дошедших до нас песнопений христианства. В этом гимне есть такие слова: «потому и Бог превознес Его (то есть Воскресшего Христа) выше всякого имени и даровал Ему имя Выше всякого имени, да о имени Иисусове поклонится всякое колено и небесных, и земных, и преисподних (то есть все мироздание), и всяк язык исповедует Господа Иисуса Христа во славу Бога Отца». В этом гимне указывается и исповедуется та истина, что отныне Воскресший, Вознесшийся, Превознесенный Господь — есть подлинный Господин всего мироздания. Церковь – это Его тело, евхаристические хлеб и вино– это Его тело, Он — Господин истории, и для нас с вами это имеет огромное , важнейшее практическое значение, потому что очень часто в рамках нашего падшего, многоскорбного бытия мы унываем, чувствуем себя удаленными от Бога, порой даже оставленными, но, конечно же, это неверное ощущение. Оно говорит лишь об одном — о недостатке веры, потому что вера наша заключается в том, что Господь Иисус Христос есть победитель, победитель смерти, Он есть Владыка жизни, Он есть Владыка твари. То, что Он возносится на небо, указывает также, что Он открывает дорогу, по которой Он прошел, для нас с вами. Очень важно понять, что Вознесшийся Господь открывает путь к нашему воскресению, к нашему вечному спасению, к нашему обо́жению, к возможности в дальнейшем, в пакибитии глубочайшим образом соединиться с нашим Творцом и Создателем. Аминь.

Вверх ↑

https://www.imonspb.ru

Почтовый адрес монастыря
197022 Санкт-Петербург, а/я № 2
Телефон: +7-812-234-24-27, 234-60-95, 234-28-65
Подробнее →

Адрес подворья
188653 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.Вартемяги, Токсовское шоссе, 5.
Проезд от станции метро «проспект Просвещения».
Подробнее →

На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Политика конфиденциальности
Я согласен